В украинском курортном городе Бердянске есть необычный памятник. На улице Горького в нескольких метрах от Азовского моря на постаменте застыл торпедный катер проекта 123К («Комсомолец»). Боевой торпедный катер установлен здесь в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне при активном содействии главкома ВМФ СCCP адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова в память о подвигах моряков Азовской военной флотилии. Восемь лет назад мы, участники международного автопробега ветеранов военно-морского флота СССР, в торжественной обстановке укрепили на постаменте мемориальную табличку в честь адмирала Горшкова.
В 2015 году памятник городские власти отреставрировали. И меня, побывавшего в Бердянске в конце сентября, друзья-ветераны просили узнать, осталась ли после реставрации на постаменте наша табличка. Спешу всех успокоить: и старая табличка 1975 года , и наша — на месте. Новые украинские власти лишь на корме советского боевого катера нарисовали украинский флаг. Нонсенс, конечно, но таковы реалии сегодняшнего дня.
Неподалеку от места, где ныне установлен катер-памятник, находились учебные классы Бердянской морской школы, в которой я имел честь учиться. Преподаватели, рассказывая нам о действиях моряков Азовской флотилии в годы Великой Отечественной войны ,упоминали об основных характеристиках этого реданного катера с дюралюминиевым корпусом. «Комсомолец» (полное водоизмещение — 20,5 тонн) был создан для быстрого маневра, молниеносного боевого удара и быстрого отхода из зоны поражения. Основное вооружение было представлено двумя 533-милиметровыми торпедными аппаратами трубного типа. Серийные катера «Комсомолец» вооружались четырьмя 12,7-мм пулеметами ДШК в двух спаренных установках УК-2. Из элементов пассивной защиты можно отметить 7-мм противопульную броню на рубке и дымовую аппаратуру.
Почему я остановился на характеристиках этого катера, построенного почти 80 лет назад?
Дело в том, что накануне моего приезда в Бердянский морской порт, расположенный в двухстах метрах от катера-памятника, на трейлерах доставили и спустили на воду два малых бронированных артиллерийских катера проекта 58155 – МБАК Р177 «Кременчуг» и Р-178 «Лубны» военно-морских сил Украины. Отправлять их своим ходом в акваторию Азовского моря Украина не решилась в первую очередь в связи с показателями катеров по дальности плавания (основные характеристики упомянутых катеров: длина – 20,7 м, ширина – 4,85 м, осадка – 0,88 м, экипаж – 5 человек. Катера оснащены 30-мм пушками и пулеметами калибра 7,62 мм. Также на вооружении – гранатомёты КБА-117).
Как известно, обстановка в Азовском море осложнилась в конце марта текущего года, когда украинские пограничники задержали российское рыболовецкое судно «Норд». После этого Россия усилила меры безопасности, в частности — ужесточила досмотр судов, следующих в украинские порты через Керченский пролив. Теперь Киев постоянно жалуется на эти проверки, а также обвиняет Россию в препятствовании судоходству в Азовском море. Москва, со своей стороны, отмечает, что осмотры проводятся в соответствии с международным Морским правом и что судовладельцы претензий по этому поводу не высказывают.
Но украинские власти условия досмотра своих судов использовали как повод усилить свое военное присутствие в курортном регионе. О базе на Азовском море в ВМСУ грезят еще с 2016 года. Тогда командующий Военно-Морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко, будучи в Бердянске, заявил: «Азовская морская оперативная зона у нас остается открытой, поэтому пора прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове». Описал вице-адмирал и то, как именно вверенные ему ВМС собираются «прекращать безнаказанность» ЧФ. По его словам, для этого Бердянск требуется как можно скорее превратить в полноценную украинскую военно-морскую базу. Воронченко выразил надежду, что «вскоре эта жемчужина на северном побережье Азовского моря станет местом постоянной дислокации для многих подразделений береговой артиллерии и одного-двух дивизионов артиллерийских катеров». Чтобы эту сказку хотя бы попытаться сделать былью, с 2016 года в Киеве собираются сформировать отдельные Черноморский и Азовский военно-морские районы. Штаб Азовского района предполагается расположить именно в Бердянске.
Однако реально созданием в Бердянске ВМБ (военно-морской базы) Украина занялась лишь в сентябре текущего года. На усиление 501-го отдельного батальона морской пехоты, уже базировавшийся в Бердянске, по суше были переброшены малые бронированные артиллерийские катера P177 «Кременчуг» и P178 «Лубны», которые должны составить основу бронекатерного дивизиона.
По словам секретаря комитета Верховной рады по нацбезопасности и обороне Ивана Винника, первоначально база будет использовать инфраструктуру торговых портов, а в дальнейшем возможно строительство дополнительных причалов военного применения. Береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными бункерами и артиллерийскими системами. Наконец, командование ВСУ собирается регулярно проводить в районе Азовского моря общевойсковые учения, задействуя в маневрах как сухопутные, так и военно-воздушные силы для отработки «вероятного вторжения российского десанта с моря». Ожидается, что до конца нынешнего года в Бердянск перебросят остатки Южной военно-морской базы из Николаева, которая находилась до 2014 года в Донузлаве.
На данный момент реальность такова, что, кроме как парой бронекатеров, военное присутствие ВМСУ в акватории Азовского моря усилить особенно нечем. Строительство малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») постоянно затягивается. Закладка двух первых, предназначенных для ВМС Украины, была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 год. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины, до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М».
Первые два бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода «Ленинская кузница» их строительство значительно затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.
Строительство бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве «чрезвычайного военного заказа», а дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым нынешним президентом Украины Петром Порошенко.
Спуск на воду обоих бронекатеров БК-01 (заводской номер 01023, получил название U 174 «Аккерман») и БК-02 (заводской номер 01024, получил название U 175 «Бердянск») был осуществлен в Киеве в ноябре 2015 года, после чего оба катера были переправлены для доукомплектования и проведения испытаний в Одессу на ОСП «Судоверфь Украина» (бывший судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины), входящее в состав ГП «Одесский морской торговый порт».
7 апреля 2016 года на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась церемония закладки для ВМС Украины еще четырех малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») с заводскими номерами с 01028 по 01031.
Бронекатер проекта 58155 («Гюрза-М») разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 («Гюрза»), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 («Гюрза-М») крупнее своего прототипа и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода «Гюрзы-М» до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж пять человек.
Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль «Катран-М» включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и наблюдения «Сова» и имеет также комплект переносного ЗРК.
Когда они поступят на вооружение ВМС Украины и будут ли доставлены в Бердянск – сказать никто не может. Кроме того, с декабря 2016 года в Киеве строятся первые два быстроходных бронированных десантно-штурмовых катера типа «Кентавр» (проект 58181). Каждый, как планируется, будет способен со скоростью 35 узлов доставлять к побережью взвод спецназа численностью в 28−32 человека. И прикрывать высадку из реактивной системы залпового огня, а также крупнокалиберными пулеметами или 30-мм (40-мм по стандартам НАТО) автоматическими артустановками. Исходя из этих тактико-технических характеристик, будущие «Кентавры» тоже, скорее всего, свою службу начнут не в Черном, а в Азовском море.
Предполагается, что малые катера ВМС Украины, приписанные в Бердянске, будут использовать тактику «волчьей стаи», разработанную подводниками нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Украинские моряки немного подогнали ее под современные условия и свои возможности и рассчитывают одновременно атаковать несколькими легкими бронекатерами один крупный корабль противника. По их задумке, фрегат или ракетный крейсер не сможет сопровождать сразу несколько целей и не успеет нанести огневое поражение всем боевым единицам так называемого москитного флота, стремительно направляющимся к цели.
Находясь в Бердянске, я наблюдал по украинскому телевидению состоявшуюся 27 сентября в городе Балтиморе (США) церемонию передачи Украине двух катеров проекта Island, в которой принимали участие президент Петр Порошенко и вице-адмирал Береговой охраны США Майкл МакАллистер. Катера, построенные в 1988 году, почти 30 лет прослужили в Береговой охране на Атлантике, после чего их списали и отправили на консервацию. Характеристики катера Island: длина 34 метра, максимальная скорость: 56 км/ч., экипаж: 16 человек. Автономное плавание: 5-6 суток. На вооружении эти катера имеют автоматическую пушку калибра 25 мм M242 Bushmaster и два пулемета калибра 12,7 мм М2. Из навигационного оборудования — радиолокационная станция общего обнаружения AN/SPS-73.
Однако неизвестно, останутся ли пушки и средства связи на катерах. Грузия, которая раньше также получила от США катера класса Island, приняла их уже без оборудования. Заместитель начальника штаба командования ВМС ВСУ Андрей Рыженко заявил, что техническое состояние позволит использовать эти корабли еще как минимум 15 лет, и они смогут «выполнять задачи в составе сил НАТО и ЕС, как этого требует военная доктрина Украины».
Американские катера Украина получила бесплатно, в рамках американской Программы избыточного имущества армии. Киев должен оплатить только ремонт, переоборудование и другие сопутствующие расходы. По подсчетам Радио Свободы , это будет стоить чуть более десяти миллионов долларов за оба катера. Американские катера прибудут в Одессу только в конце 2019 года. С января по июнь 2019 запланированы восстановительные работы и дооборудование катеров — в присутствии представителей украинских ВМС. Летом 2019 году в Балтиморе будут учиться украинские экипажи; а в ноябре-декабре 2019 катера должны транспортировать в порт Одессы и привести в рабочее состояние с помощью экспертов Береговой охраны США. Когда эти катера прибудут на ВМБ в Бердянск и прибудут ли вообще – сказать сегодня никто не может.
Процесс передачи катеров демонстрировался по всем украинским каналам, ведущие захлебывались от восторга. И невдомек им, что эта акция — еще одно наглядное подтверждение имеющего место кризиса индустриализации на Украине. Ведь на момент обретения независимости республика была способна строить авианосцы, а сегодня получает из США два бывших в употреблении сторожевых катера.
Кстати, в печати прошло сообщение, что в Бердянске будет базироваться и прошедшие 11 сентября через Керченский пролив построенная на Щецинской судоверфи в Польше в 1969 году плавмастерская «ПМ-9» (ныне судно управления ВМС Украины «Донбасс» ) и морской буксир «МБ-30» проекта 745, построенный на Ярославском судостроительном заводе в 1973 году (ныне буксир ВМС Украины «Корец»). Увы, в Бердянске этот «металлолом» (как называют «Донбасс» с «Корцем» опытные моряки) я не обнаружил. Как рассказали местные жители , эта «сладкая парочка» после «триумфального» прохода под Крымским мостом проследовала… в Мариуполь.
Но какая пропагандистская шумиха поднята в украинских СМИ вокруг этого события! Капитан первого ранга Дмитрий Коваленко, который руководил переходом украинских кораблей, заявил агентству «Укринформ», что корабли готовы были вступить в бой с российскими пограничниками. По его словам, во время прохода обстановка была «нервной».
«Боевые группы, пулеметы — все заряжено было. Два человека в полной экипировке стояли на видном месте — чтобы россияне видели. Все остальные, тоже полностью экипированные, были готовы в любую минуту выбежать… Пожарные рукава разложили, чтобы их смывать, если бы полезли», — приводит агентство слова Коваленко. Мне, как человеку, прослужившему в ВМФ около 40 лет, даже стыдно комментировать этот бред. С точки зрения современного морского боя, подобное утверждение — просто дремучая некомпетентность. Что говорит о профессиональном невежестве украинского флотоводца. Кого они собрались пулеметами пугать и пожарным шлангом? Российские корабли?
А заявление еще одного украинского «флотоводца» из Бердянска, кроме смеха, ничего другого вызвать не может. Командир украинского бронекатера «Кременчуг» Александр Регула назвал его «невидимым» для военно-морского флота России. Именно его катер, утверждает Регула, сопровождал корабль управления «Донбасс», буксир «Корец» в водах Азовского моря и остался «вообще незамеченным». При этом бронекатер невозможно было разглядеть, продолжает Регула, из-за «специальной геометрии, конструкции корпуса и особой окраски». Подобное заявление напоминает цитату из фильма «ДМБ» — о суслике, которого никто не видит, а он есть.
И такого рода «перлы» на полном серьезе тиражируют украинские СМИ и телеканалы. А еще они регулярно твердят о якобы готовящиейся в Азовском море «российской агрессии». В конце мая бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал запаса Игорь Кабаненко заявил, что в Азовском море возникла «гибридная угроза вторжения» — ВМФ России, якобы, проводит военные учения на море «крайне близко» к украинским берегам.
Ранее вице-адмирал ВМС ВСУ Сергей Гайдук неоднократно предлагал использовать радикальные методы для «сдерживания российской агрессии». В конце июля экс-командующий ВМС Украины предложил обезопасить побережье Украины, заминировав Азовское море. Он заявил, что украинской территории может угрожать потенциальный российский десант с моря и деятельность военных кораблей ВМФ России.
Смею утверждать, что на сегодняшний день широко рекламируемой военно-морской базы в Бердянске нет. Тем временем многие российские аналитики справедливо считают, что создание базы это не что иное, как очередная провокация со стороны киевских властей.
Вот мнение сенатора от Крыма Сергея Цекова: «Азовское море неглубокое, оно не предназначено для создания военных баз, туда не могут зайти суда с осадкой больше 9 м. А военные суда — они с большой осадкой, как правило. Поэтому это провокация». Еще один сенатор — Франц Клинцевич утверждает, что провокации Украины в Азовском море будут продолжаться. Но ничего из этого не получится. Нервы у российских военных крепкие.
Бывший начальник штаба Черноморского флота РФ вице-адмирал Петр Святашов убежден, что Бердянск не подходит для создания военно-морской базы, которая должна всегда обладать свободным выходом в открытое море. Чтобы выйти в открытое море из Бердянска, Украина должна запрашивать разрешение у России. По словам адмирала, которые приводит газета «Взгляд», в Азовском море этот украинский флот будет способен только «рыбу глушить». Он назвал «чушью и глупостью» создание базы в таком месте.
По словам председателя Движения поддержки флота, капитана I ранга запаса Михаил Ненашева, самое главное в создании объекта там, где практически невозможно иметь полноценную базу из-за географических и гидрологических условий (Азовское море – это водное пространство мелководья), – это нагнетать обстановку, чтобы выпрашивать деньги и обращать на себя внимание.
Строительство Украиной военно-морской базы в Бердянске, чтобы «дать отпор агрессивным действиям РФ», вызывает недоумение даже у США. В случае конфликта Россия затопит то небольшое количество кораблей, что есть у ВМС Украины на Азове, и уничтожит базу в считанные минуты, считает американский журнал The American Conservative, как в свое время была разгромлена в течение 48 часов Грузия.
При этом издание со скепсисом ставит риторический вопрос: будут ли в таком случае США перебрасывать туда свой флот, чтобы защитить права Украины? В журнале подчеркнули, что Азовское море является исторически российским, как Чесапикский залив – исторически американским.
В течение десятилетий Украина и Россия спорили о разграничении Азовского моря, однако окончательного раздела этой территории так и не произошло. Фактически, сейчас граница между двумя странами есть лишь по дну моря, а не по воде. В 2003 году президенты Леонид Кучма и Владимир Путин подписали соглашение, согласно которому Азовское море стало внутренним морем двух стран. Но в последнее время из Киева все чаще звучат угрозы разорвать соглашение о совместном пользовании Азовским морем. Но если украинская сторона разорвёт этот договор, то Керченский пролив станет недоступен для украинских судов. А новая база ВМСУ в Бердянске прекратит своё существование в зародыше.
….Покидая Бердянск, решил пройтись по набережной, заглянул на центральный пляж: в теплом Азовском море еще можно было купаться. И был поражен обилием рыбаков на пляже , что раньше не наблюдалось. «Из-за этих идиотов трудно стало выходить в море, — объяснили рыбаки. — Вот и вынуждены ловить бычка и пеленгаса с берега…»
Валерий ГРОМАК|
капитан 1 ранга в отставке|
военный обозреватель «НВ»|
Фото автора|
БЕРДЯНСК – КАЛИНИНГРАД