Оператор Константин Фролов о своей профессии и немного о себе.
Хороший оператор, как правило, человек немногословный и точный в своих наблюдениях, характеристиках, оценках. Константин Фролов работает оператором-постановщиком во всем мире. Несмотря на молодость, у него серьезный опыт. В интервью еженедельнику «Новый вторник» Константин на основе личных впечатлений объясняет, в чем секрет успеха американского кинематографа и что не достает российскому кино для того, чтобы быть на высоте Голливуда.
— Константин, в российских вузах операторы учатся не меньше пяти лет, и это незыблемое правило. Человеку непосвященному в тонкости этой профессии может показаться, что это много. Работают же фотографами без образования. А вы как считаете, пять лет — много или мало?
— В Америке, в магистратуре, операторы учатся еще дольше. Кстати, я обучался операторскому мастерству в США. Операторская работа — одна из самых важнейших на площадке. Необходимо не только очень хорошо знать всю технику, ее возможности, но и всю физику света, звука, не говоря уже о хорошем чувстве материала, умении работать с командой. Пять лет обучения операторскому мастерству — это немного. Если вспомнить операторов — обладателей премии «Оскар», то все они или приблизились к пятидесяти годам жизни, или перешагнули этот возвраст.
— Кино — это магия. Сколько процентов волшебства, а сколько техники в операторском деле?
— Каждый участник съемочного процесса должен быть волшебником, иначе магия не получится. Каждый отвечает за свою часть магии — режиссер за магию актеров, оператор — за магию картинки. Для меня самый важный период — это подготовительная работа перед стартом . Конечно, волшебство ощущаешь непосредственно на съемочной площадке, когда вся команда в состоянии готовности, горят прожекторы, включены камеры. Очень сильные чувства, которые не передать словами.
— Наверняка, непросто работать в команде, состоящей из представителей разных национальностей и стран?
— На самом деле — просто. В Америке существует едва ли не главное правило — доверие людям, с которыми работаешь в команде. Без доверия всех и каждого невозможно создать магию.
— Доверие — это по Станиславскому. А на самом деле — Голливуд играет по системе Станиславского?
— Американские актеры владеют многими актерскими техниками, но система Станиславского является базовой. Возвращаясь к доверию и вере, то каждый участник съемочного процесса должен верить в то, что фильм получится. В американском кино каждый человек, кто к нему причастен, просто обязан верить в невозможное, то есть в магию. Лос-Анджелес — город волшебников.
— Константин, объясните, пожалуйста, в чем секрет успеха «фабрики грез»? Карен Шахназаров говорил мне в интервью о том, что «современный российский кинематограф по техническому оснащению не уступает американскому, но результат далеко не в нашу пользу». Почему наш кинематограф не может догнать Америку?
— Возможно, главная причина в отношении? В Америке, где культ кино, каждый, кто в нем работает, с большим вдохновением, энтузиазмом и бесконечной верой относится к каждому фильму, независимо от гонорара, известности режиссера. В Америке, например, даже к короткому метру начинающего режиссера такое же серьезное и трепетное отношение, как и к будущему шедевру мэтра. Не думаю, что в российском кино дебютант работает на тех же условиях, что и режиссер с именем. Российскому кинематографу не хватает энергии, страсти, веры, горения. В Голливуде каждый человек, пришедший на площадку снимать кино, работает даже не на 100, а на все 200 процентов. А в техническом отношении российский кинематограф не уступает американскому.
— Говорят, что в Америке режиссер должен пройти все стадии, начиная от самых низших, чтобы все знать, все испытать и быть в ответе за всех?
— Не только режиссеры, а все участники создания фильма проходят все стадии, начиная с самой простой работы. У иностранцев нет связей, и им приходится начинать сначала, и, с одной стороны, это тяжело, с другой — интересно. Когда большой режиссер приезжает в Голливуд, у него такие же права, как у новичка. Если бы я был другом Спилберга, то не факт, что он мне помогал бы. В американском кино родственные связи ничего не решают.
Александра ШЕСТАКОВА|
Фото из личного архива Константина Фролова