Украина тянет за язык

Закон об образовании, принятый в первый день работы очередной сессии украинского парламента, вызвал серьезный резонанс в обществе

 

Ряд положений документа, который президент Петр Порошенко успел охарактеризовать как успешную реформу последних лет, вызывает обоснованную озабоченность в педагогическом сообществе. Эксперты не исключают дальнейшее углубление раскола в стране теперь по образовательной линии. Новый украинский закон об образовании серьезно обидел европейских соседей и прежде всего Венгрию, Варшаву и Бухарест, чьи нацменьшинства широко представлены в Украине (см. справку в подверстке к этому материалу).

 

Поправка с голоса

Впрочем, оставим педагогическое педагогам, и не будем гадать, сколько выпускниц двенадцатого класса после выпускного балла будут готовиться к свадебному путешествию. Поговорим об одной лишь поправке к документу, принятой с голоса в порядке исключения.

Речь о законном праве начать административное преследование педагогов, которые будут уничижительно отзываться об украинских символах или самом государстве. Поправку внес народный депутат Олег Мусий и прокомментировал ее так: если такой поправки не будет, то учителя-сепаратисты и дальше будут преподавать в школах «русский мир». Соавтор закона Александр Спиваковский пошел еще дальше, заявив, что поправка касается того, что «педагогические работники, которые порочат Украину, порочат атрибуты ее, Государственный Гимн и т.д., не могут работать в системе образования».

Никто не спорит, порочить страну, ее символы — нехорошо. Но есть небольшое подозрение, что в умелых руках действие этой поправки может привести к весьма печальным результатам.

Предположим такой сценарий. Вдруг Министерство образования из-за отсутствия собственных качественных методических разработок по пропаганде атрибутов государственности прибегнут к опыту Института национальной памяти. Этот знаменитый институт государственной власти к такому развитию событий подготовился тщательно и даже издал соответствующий сборник методических рекомендаций. Не думаю, что министерству образованию слабо взять эту книжицу в качестве руководства к действию, ведь ведомство памяти под руководством Владимира Вятровича именно для этих целей методичку и создавало.

 

Кто сказал «гибридная война»?

Читаем и восхищаемся. Брошюра носит красноречивое название: «Сборник методических рекомендаций к чествованию памятных дат в общеобразовательных учебных заведениях». В книжице достаточно подробно расписано, как должен вести себя учитель-патриот в украинской школе и что следует доносить к ушам учеников разных возрастных групп.

Описывая образование и деятельность Украинской народной республики в 1918 году, авторы обнаружили в тех событиях признаки «гибридной войны»: «Украинская независимость была свергнута большевиками в результате «гибридной войны», признаком которой является непризнание наличия своих войск на территории УНР, создание марионеточных пророссийских псевдореспублик и поддержка антиукраинских повстанческих движений».

Оказывается, вот какие хитрые были большевики: сто лет назад «гибридными войнами промышляли», а мы то думали, что это изобретение принадлежит «путинскому режиму»!

Или возьмем День Победы. Простите, нет такого праздника в интерпретации Института национальной памяти, это все российская пропаганда. Есть День памяти и примирения, который к победе в войне не имеет никакого отношения. И есть символ этого примирения — красный мак. И чтоб ни у кого ни с чем иным этот день не ассоциировался, Институт национальной памяти возвышает красный мак до национального символа. «В украинской мифологии мак имеет очень много значений. Это символ солнца, бесконечности бытия и жизненной мимолетности, пышной красоты, свободы, гордости, сна, яда, оберега от нечистой силы, а также парня казака, крови, смерти», — утверждают институтские методисты. Все это верно, но к победе над фашизмом вряд ли какое-то отношение имеет.

Впрочем, я слишком много на себя беру, и будь я учителем в средней школе, с такими рассуждениями мог бы тут же загреметь под поправку Олега Мусия.

 

Мовой наотмашь

Боюсь загадывать, что будет со страной, если верх возьмут идеи Владимира Вятровича, подкрепленные поправкой Олега Мусия к закону об образовании. Этим вопросом забеспокоились многие соседи Украины. Министерство иностранных дел Венгрии раскритиковало эту норму украинского закона, назвав ее «ножом в спину» из-за якобы ущемления прав венгерского меньшинства в Украине. К слову, в Закарпатье проживает более 150 тысяч этнических венгров, которых вдруг лишили родного языка. Соответствующее заявление главы внешнеполитического ведомства Петера Сийярто опубликовано на венгерском правительственном портале. Несколько мягче, но все же негативно на принятый документ отреагировали в Польше и Румынии, чьи национальные меньшинства также ущемлены по национальному признаку. Я уж не говорю об нескольких миллионах русских, за которых в Украине и вовсе некому замолвить слова.

 

Семен КУНДЕЦКИЙ

собкор «НВ»

КИЕВ

 

NB!

На Украине на языках нацменьшинств сейчас учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения — 581, румынским — 75, венгерским — 71, молдавским — 3 и польским — 5. При этом по словам заместителя министра образования и науки Павла Хобзея, всего в украинских школах почти 10 процентов учеников обучаются на русском языке. Интересно, что в частных школах примерно 40 процентов учеников выбирают в качестве языка образования именно русский.

Кстати, помешать принятию закона Россия вряд ли сможет, ведь она утратила почти все рычаги влияния на соседнюю страну. Чего не скажешь о венгерской, румынской и польской общинах, у которых имеется гораздо больше шансов на отстаивание своих интересов. Поэтому, если они всерьез воспротивятся повсеместной украинизации образования (а дело идет именно к этому), киевским властям придется пойти на уступки.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend