Того и гляди — рванет

В реакторы украинских АЭС загружают американское ядерное топливо, не соответствующее требованиям технологического процесса

 

Во времена Советского Союза, с ненавистью проклинаемого теперь «национально-сознательными украинцами», в УССР были возведены четыре АЭС с 15 энергоблоками. Это позволило обеспечить республику 57 процентами необходимой электроэнергии. Сейчас показатель выработки вдвое меньше.

 

Причина проста: как правило, эффективно действуют лишь 6–7 энергоблоков, тогда как остальные отключены из-за аварий или внеплановых ремонтных работ. С 2011 года проблемы вообще достигли небывалой остроты. Именно тогда украинский «Энергоатом» отказался от сотрудничества с российской компанией «ТВЭЛ», поставлявшей уран соседям, ведь все эксплуатирующиеся реакторы ВВЭР рассчитаны исключительно на строго определенный вид топливовыделяющих сборок (ТВС).

Увы, даже несменяемый президент «Энергоатома» Юрий Недашковский, понимавший пагубность разрыва партнерских связей, под давлением ура-патриотов поддался пресловутой «политической целесообразности». Да и мнение других опытных специалистов никого не интересовало. В ход был запущен популярный ныне девиз «Раз американское — значит самое лучшее!».

Компании Westinghouse из США были перечислены 240 миллионов долларов за поставку кассет для поэтапной замены российских ТВС. И что же? Вскоре случилось ЧП на 3-м энергоблоке Южно-Украинской АЭС в Николаевской области. Оно никак не вписывалось в рамки обычной поломки даже из-за явных конструкторских ошибок американцев, которые были всем очевидны. Главное — тип топлива не позволял достичь нужных температурных режимов, а потому нарушалась и ритмичность технологического цикла.

Как ни пытались власти успокоить население, как ни дурачили его будто бы «вполне приемлемым» радиационным фоном, авария взбудоражила общество. Станцию лихорадило, людям было не до работы. Позже финансисты подсчитали убытки «Энергоатома» — только от этой аварии и простоя станции они составили 175 миллионов долларов.

Через несколько месяцев — очередная паника из-за выхода из строя турбогенераторов на Ровенской АЭС. Затем — остановка двух энергоблоков на крупнейшей в Европе и второй по мощности в мире Запорожской атомной станции…

Медики обоснованно забили тревогу: количество онкобольных в регионах, где расположены АЭС, стало стремительно расти. А руководству Украины пришлось принимать решение об импорте электроэнергии из России.

Между тем не брался во внимание и горький опыт соседей. Ведь чехи в начале 2000-х годов тоже начали было закупать заокеанские ТВС для АЭС «Темелин», построенной по советскому проекту, однако «обожглись» на новинках и категорически отказались от подобных «щедрот», вернувшись к российским поставкам. Не пошли на поводу у «благодетелей» из США и другие страны Восточной Европы. Лишь Украина и сейчас завозит из-за океана дорогостоящий непотреб, цена которого на 50 процентов выше (!), чем российские проверенные образцы.

Обслуживающие персоналы атомных станций вынуждены проводить эксперименты, которые не удосужились предварительно сделать американские «коллеги». Кстати, все претензии украинских получателей ТВС ими отметаются, робкие просьбы о возмещении нарастающих ущербов никто не слышит.

Ситуацию усугубляют и попытки наладить собственный выпуск комплектующих деталей, узлов и механизмов взамен выработавших установленный срок эксплуатации. Это поручено коллективу харьковского «Турбоатома».

Однако конструкторы и инженеры предприятия заявили, что качество таких импортозамещающих аналогов значительно хуже российских образцов. На имеющейся производственной базе просто-напросто невозможно добиться необходимых прочностных характеристик изделий. При их монтаже резко снижается надежность реакторов, учащаются сбои с неконтролируемыми и непредсказуемыми последствиями.

Но производственники не «достучались» до президента страны, после чего на свой страх и риск направили обоснованные жалобы в международные организации, контролирующие развитие атомной энергетики в мире. Харьковчан можно понять: в случае техногенной аварии их первыми привлекут к ответственности за некачественную продукцию.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? В атомной отрасли Украины царит хаос, а бал правят бездари. Вся надежда по-прежнему на пресловутое «авось». Безудержная вакханалия может в любой момент вызвать техногенную катастрофу, губительную не только для Украины, но и для всей Европы. Урок Чернобыля, как видим, не пошел впрок нынешним правителям республики.

 

Степан ЛЕВЧУК

собкор «НВ»

КИЕВ

 

NB!

 

Суммарный выход радиоактивных материалов в результате аварии на ЧАЭС составил 50 миллионов кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму.

 

Того и гляди — рванет

Оставьте коментарий

Send this to a friend