Прошлым летом Бамбайск начала сотрясать череда собраний и совещаний с повесткой дня: надо больше и лучше работать.
Начальники распекали подчиненных, стали часто практиковаться сверхурочные, в канцелярской службе придумывались новые операции. Появлялись различные «книги учета переписки», возникали новые отделы и сектора, число больших и маленьких начальников выросло чуть ли не втрое.
А самое главное — у большинства чиновников резко увеличилась зарплата: у кого — на четверть, у кого — на треть, а у кого и в полтора раза. Возглавлял эту кипучую деятельность губернатор Итыбрутов — может по этой причине пробиться к нему для интервью было решительно невозможно.
Не будучи сильно искушенным в бюрократических дебрях, я наблюдал все это с естественным для журналиста любопытством. И невольно констатировал, что работы ни у кого не прибавилось, и улучшений в работе чиновного аппарата было немного. По-прежнему на получение простенькой справки уходили недели, а добиться приема у мало-мальски ответственного чиновника администрации было нелегко. Улучив минутку, я поделился своими мыслями с губернатором. Ответ оказался загадочным.
— Скоро, уже следующей весной, все поймешь, Барт. А пока рано делиться с тобой «стратегическими соображениями».
Ну рано, так рано… Вслед за чиновниками дошла очередь до депутатов областного заксобрания — вот уж у кого работы не прибавилось ни на йоту. А зарплата у каждого стала почти «губернаторской».
Не забыли и про «обслугу». Не заметив каких-либо новых блюд в столовой администрации, я узнал, что у поваров заработки также заметно выросли. Так же, как у официанток, уборщиц и водителей губернаторского гаража.
Так прошли осень, зима и на календаре появился март, и у меня, согласно «предсказанию» губернатора, появился шанс узнать причины этой странной суеты, смысл которой, в чем я тогда уже был уверен, — в повышении заработков чиновников, не более того.
И «день икс» настал. В то мартовское утро бамбайские газеты вышли под крупными заголовками: местные чиновники, добровольно, исключительно их патриотических соображений, ввиду кризисной ситуации в экономике, решили сократить свои зарплаты на 10 процентов. Несколько дней мои бамбайские коллеги воспевали «патриотический почин». И ни один журналист или телекомментатор не вспомнил, что совсем недавно чиновники повысили свои заработки на куда больший процент.
— Не мы инициаторы почина, — пояснил губернатор, — ваши московские чиновники сделали это раньше нас. А мы в Бамбамйске только предвидели, к чему идет дело. «Маленькая хитрость», так сказать.
И верно — хитрость. Но далеко не маленькая, если подсчитать дополнительные расходы бюджета на дополнительные зарплаты чиновников.
Барт УХВАЛЬД