Продуктовое эмбарго Москвы серьезно беспокоит Берлин.
По убеждению главы Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства, представителя ХСС Кристиана Шмидта, немецкие аграрии пока ещё не нуждаются в немедленной поддержке государства в связи с введёнными Москвой антисанкциями.
«У нас нет оснований для каких-либо поспешных действий, поэтому мы не планируем неотложных мер», — заявил министр. Как отметил политик, во-первых, сейчас ещё невозможно подсчитать, какое влияние окажет данный ограничительный шаг Москвы на немецких производителей сельхозпродукции. Во-вторых, вопрос об оказании финансовой помощи фермерам государства — члена Евросоюза входит исключительно в компетенцию Брюсселя. Это значит, что Германия не может здесь действовать в одиночку, так как в таком случае поставит собственных аграриев в более выгодное по сравнению с крестьянами других стран ЕС положение.
Между тем, в Брюсселе уже отреагировали на новую ситуация, сложившуюся в сельском хозяйстве Евросоюза. Так, несмотря на летние каникулы, состоялось экстренное заседание Постоянного комитета ЕС по продовольствию, на котором и были обсуждены вопросы помощи пострадавшим фермерам. При этом была сформирована специальная группа экспертов, которая и собирается теперь оценивать потенциальный ущерб в каждом конкретном случае. Как уже сообщил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт, Европейская комиссия создаёт срочный фонд помощи в 400 миллионов евро, которые как раз и будут использоваться для компенсаций пострадавшим европейским производителям сельхозпродукции.
Однако финансовые потери отдельных немецких фирм в связи с эмбарго Москвы действительно могут быть достаточно болезненными. Это признаёт сейчас и глава немецкого Минсельхоза. «Российский рынок имеет для нас определённое значение, поэтому не исключены ощутимые последствия ограничения доступа на него для некоторых наших производителей», — считает Кристиан Шмидт.
На минувшей неделе Торгово-промышленная палата земли (IHK) Бранденбург подтвердила, что не менее пятидесяти местных фирм напрямую пострадают от последствий запрета на ввоз овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов в Россию. В 2013 году, согласно данным IHK, общая стоимость сельхозпродукции для российского рынка от этих предприятий составила 40,4 млн. евро. При этом, утверждается, что более пятисот бранденбургских фирм «опасаются» за свои гешефты с Россией в новых политических условиях. «К сожалению, подтвердились наши самые худшие ожидания, что с введением экономических санкций против РФ эта спираль взаимных ограничений будет ещё больше закручиваться», — отметил Йенс Ульман из IHK Бранденбурга. «Мы вынуждены исходить из того, что эти взаимные санкции будут действовать длительное время, а не станут краткосрочными, как задумывалось», — с тревогой отметил эксперт.
Владимир СЕРГЕЕВ
собкор «НВ»
БЕРЛИН