Огонь огнем не погасить

Противостоять злу может только добро, а оно нынче в страшном дефиците — так считает известный публицист и писатель Леонид ЖУХОВИЦКИЙ.

 

В потоке новостей уходящего февраля особо выделились две. Первая, конечно, роскошно открытая (и не менее роскошно закрытая) Олимпиада. Уйма денег потрачена, уйма денег разворована — но все равно получился праздник, яркий, азартный, драматичный.

Вторая новость, вставшая вровень с Олимпиадой, но отодвинутая оной на второй план, — не роскошная, а страшная. Старшеклассник, претендовавший на медаль, парень из нормальной семьи, по отзывам одноклассников миролюбивый и даже добрый, пришел в школу с папиным оружием, убил преподавателя, убил полицейского и тяжело ранил другого. Зачем, почему? С учителем конфликтов не было, стражей порядка, вообще, никогда прежде не видел.

 

Тут же возникли версии: у парня на почве депрессии случился нервный срыв. Более активная часть общественности привычно кинулась искать виноватых: школа не доучила, семья недовоспитывала, психологи не доглядели. Надо усилить! Как усилить? Это решим потом, в рабочем порядке.

Господа депутаты, естественно, не стали отмалчиваться и срочно принялись доказывать, что свою резко возросшую зарплату не даром получают, и хлеб с икрой не зря едят. Правда, они оказались в сложном положении: за минувшие два года столько всего назапрещали, что, вроде, и резерва на черный день не осталось. Поэтому их реакция оказалась хилой: искоренить компьютерные игры и что-нибудь телевизионное. И, вообще, ужесточить.

Самые толковые журналисты написали, что подросткам у нас уделяется слишком мало внимания — вот и результат. Верно отметили.

Но через несколько дней после московской трагедии случилась еще одна, не столь громкая, потому, что произошла она очень далеко от столицы, на Сахалине. Молодой охранник, бывший морской пехотинец, вошел с оружием в храм, открыл стрельбу по иконам и убил двух прихожан. Свой поступок объяснил твердыми убеждениями. Репортеры не особо изобретательно искали причину: дескать, был выпивши.

Примерно в это же время вынесли суровые приговоры так называемым «приморским партизанам», молодым людям, в течение долгого времени убивавшим милиционеров. Зачем, почему? Из корыстных соображений: у убитых забирали оружие.

Уже давно, с первых крупных терактов, наша власть всем видам борьбы предпочитает, как на ринге, «глухую защиту»: закрыться так, чтобы противник не достал. Даже в столице нынче едва ли не все дома огорожены, так что за решетками обитают не уголовники, а вполне благонамеренные москвичи.

К терактам мы уже привыкли, их списывают на исламский экстремизм. Даже у «приморских партизан» официальные политологи попытались отыскать «исламский след» — дескать, поминали Всевышнего. Хотя все «партизаны» абсолютно русские, да и откуда взяться исламским вербовщикам в дальневосточной тайге. Московский школьник, по предположениям тех же аналитиков, стрелял из-за депрессии.

В целом ощущение такое: идеологи при власти думают не о том, как понять происходящее, а о том, как истолковать его, не обижая начальство. И предложения вносятся абсолютно оборонительные: например, увеличить число школьных охранников и установить при входе рамки металлоискателей, как в аэропортах. А если еще пожестче контролировать Интернет, а по ящику вместо боевиков транслировать заседания Госдумы…

Я, однако, слабо верю в разрушительное действие зарубежных и отечественных «стрелялок». Уж если что и запрещать, так это агрессивные монологи галстучных политологов и депутатские перебранки. Вот почему.

Вероятно, в конце концов, будет признано, что у пятнадцатилетнего школьного стрелка был нервный срыв. Не потому, что он был, а потому, что этот вариант устроит всех, включая родителей: навещать сына в психиатрической клинике все же приятней, чем в тюрьме. Так вот мне кажется, что уже несколько лет на грани нервного срыва находится все наше общество. И причиной тому зашкаливающая агрессивность наших политиков, прежде всего, депутатов разных уровней. Маниакальный поиск врагов идет по нарастающей.

Известно, что в районах с плохой экологией раком заболевают даже дети. Причем болезнь подкрадывается незаметно: продукты ядерного распада или химических выбросов накапливаются в организме, а потом — обвал.

Нечто подобное происходит и в обществе.

Каждый день «зомбоящик» напоминает населению, что мы окружены врагами, внутренними и внешними. Снаружи это проклятые американцы и их союзники по НАТО, которые спят и видят, как бы прибрать к рукам закрома нашей родины. Внутри — проклятые мигранты, отнимающие у коренных россиян доходные места дворников и грузчиков. А еще проклятые кавказцы, которых давно пора отправить в родные аулы или, как предлагает наш златоуст Жириновский, запретить им рожать детей. А еще проклятые мусульмане, которые, по слухам, разделывают баранов прямо на лестничных площадках и мечтают в подходящий момент вырезать всех лиц славянской национальности. А еще проклятые лица славянской национальности, которые готовы перебросить оранжевую заразу со своего Майдана на улицы и площади Москвы. А еще проклятые либералы, подкупленные Госдепом. А еще проклятые СМИ, подкупленные проклятыми либералами. А еще проклятые геи с лесбиянками, которые мешают истинным патриотам успешно размножаться. А еще — впрочем, далее по списку.

Ненависть хлещет через край, она, как радиация, накапливается в организме. Жажда крови, как черная оспа, передается от человека к человеку. Людей, получивших прививку от ненависти во времена сталинских репрессий, остается все меньше. А молодые ничем не защищены. Современному подростку до Америки или НАТО не дотянуться. А вот сосед по дому, или одноклассник, или чем-то досадивший школьный учитель, или незнакомый участковый — они легко доступны. И ненависть, скопившаяся в организме, выплескивается на них.

Особенно усердствуют в нагнетании злобы депутаты. За последние годы они пачками принимали законы, раскалывающие народ. Каждый раз мы слышим от них, что очередной репрессивный, а то и просто людоедский закон одобряет половина, а то и две трети опрошенных. Но ведь это значит, что другая половина или хотя бы треть не одобряет. И ненависть копится с обеих сторон.

По-человечески депутатов понять можно. Сейчас, когда зарплату вместе со льготами им подняли до четырехсот тысяч рублей, они панически боятся потерять столь прибыльное место в Охотном ряду. И делают все, чтобы власть их заметила, запомнила и на следующих выборах подсобила с административным ресурсом. Но то, что хорошо для депутатов, очень опасно для России.

Гидротехники знают: когда вода в водохранилище перейдет допустимый уровень, она непременно прорвет плотину. Неизвестно когда, неизвестно, в каком месте — но прорвет. Ненависть живет по тем же законам. Похоже, в нашем обществе она уже достигла критической отметки. И прорывает насыпь то тут, то там. Мальчишка-школьник стреляет в учителя, бывший морпех громит церковь, приморские пацаны убивают своих ровесников просто за то, что те в милицейской форме…

Не мной и не вчера сказано: огонь огнем не погасить. Эффективно противостоять злу может только добро. А оно нынче, увы, в страшном дефиците. И как увеличить в стране ресурс добра, власть, похоже, не заморачивается…

 

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend