О тарифах, застое и надеждах на будущее

Чтобы адекватно оценить происходящее сегодня, воспользуемся более широким взглядом на события прошлых лет

О тарифах, застое и надеждах на будущееКонторы разные, манера одна

«Как ни стараемся делать швейную машинку, все равно получается пулемет», — говаривал Виктор Черномырдин. Вот и сейчас проблем в экономике много, а решения — почти под копирку.

Фирма «Совет рынка» (регулятор энергорынков) объявила о повышении в 2023 году цен на электроэнергию для промышленности. Предприятия, расположенные в европейской и уральской частях страны, должны будут платить на 11,5% больше, чем сейчас. С чего бы это? В России более чем достаточно мощности генерации и дефицита электроэнергии не наблюдается. А специалисты указывают, что первыми пострадают ключевые предприятия реального сектора — металлообработки, где значительную долю себестоимости занимают расходы на электроэнергию.

В стране растут цены на продукты и товары первой необходимости, но разве генерирующие мощности электростанций работают на колбасе, овощах или другой еде? Чиновники объясняют, что ставки тарифов растут «из-за стагнации спроса и подорожания газа». Якобы в 2023 году роста потребления электроэнергии в промышленности РФ не будет совсем, соответственно, и экономического роста тоже. Но, во-первых, в правительстве утверждают обратное, во-вторых, зачем при этом повышать тарифы и почему станут расти цены на газ?

Смех экспертов, хотя и невеселый, вызвало утверждение «Совета рынка», что рост тарифов никак не затронет рядовых граждан. Там, наверху, вроде бы не понимают, что цена электричества присутствует в каждой булке хлеба, в пакете молока, в литре бензина. И неизбежно отразится на их стоимости.

Почти одновременно подсуетилась ФАС. Служба планирует с 2023 года проиндексировать тарифы на пассажирские перевозки поездами на 8,1%, а грузоперевозки — на 7,1%. «Объяснение»: индексация проводится в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России. То есть чем выше будет стоимость перевозки грузов внутри страны и цена билетов для граждан в плацкартных и общих вагонах, тем социально-экономическое развитие РФ пойдет быстрее?! В каком заполошном сознании могли возникнуть подобные аргументы?

«Тратить больше — это хорошо!»

ЦБ сообщил, что из-за переноса на декабрь 2022-го сроков индексации на 9% коммунальных тарифов, дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ в 2023 году составят до 0,3 трлн рублей.

Спецы Центробанка нашли удачный эвфемизм — оборот речи, призванный смягчить резкие, а то и неприличные выражения. Оказывается, это не прибыли коммунальщиков вырастут, а «увеличатся расходы населения»! Какая извращенная логика. Дескать, люди станут тратить больше! Это же хорошо! Хотя в реальности внеочередной рост тарифов на «коммуналку» снова ограбит население страны. И вряд ли дело ограничится означенными 0,3 трлн (или 300 млрд рублей), поскольку эта ступенька, на которую тарифы залезут уже в декабре, будет стартовой чертой для нового роста инфляции в 2023-м.

Когда в нынешней России бывало по-другому? И методы все те же — залезть в карман граждан. Чтобы заткнуть из этих карманов финансовые дыры в бюджете после того, как сами же чиновники эти дыры и прогрызли.

Итак, «коммуналка» подорожает на 9%, электричество — на 11,5% плюс на 7–8% — ж/д перевозки. В сумме почти 30%! И это только по трем отраслям. А потом мудрецы либералы из правительства будут прилюдно «размышлять», как бороться с инфляцией. И Центробанк, самозванно вызвавшийся с ней бороться, начнет снова стерилизовать денежную массу и повышать ключевую ставку, тем самым убивая реальный сектор.

Таким тупиком и вредительством оборачивается сегодня для России либеральная модель экономики, внедренная еще при Гайдаре и Чубайсе. И эта «адская машина» продолжает работать.

Как это было при Сталине

«Никакого прорыва на фронте импортозамещения не просматривается, — утверждает экономист Валентин Катасонов. — А если бы воспользовались опытом сталинского импортного маневра, то уже через четыре года могли бы стать сильным и самодостаточным государством».

В своей статье известный аналитик обращается к острой дискуссии в советской верхушке 1920-х годов по поводу путей и методов преодоления экономического отставания от Запада. Тогдашние вожди спорили, как превратить аграрную страну в индустриальную. (Спустя 100 лет это опять актуально!)

Лев Троцкий и его сторонники исходили из того, что социализм нельзя построить в отдельно взятой стране. И если глубокие социально-экономические преобразования в советской России невозможны, она обречена оставаться аграрной. Николай Бухарин был противником форсированной индустриализации и призывал начинать с легкой промышленности. Там происходят быстрое обращение капитала и его накопление, а потом можно приступить к созданию тяжелой промышленности. Чем-то напоминает практику тех, кто сегодня складирует доходы РФ в резервных фондах. Нарком финансов Григорий Сокольников считал, что Советское государство должно на внешнем рынке закупать машины и оборудование. Но такие закупки инвестиционных товаров должны стать постоянными, неотъемлемой частью экономики страны. Мол, многие в мире живут благодаря такому импорту.

Сталин сформулировал свою позицию на XIV съезде ВКП (б), который проходил в декабре 1925 года. Советский Союз должен импортировать машины и оборудование, но это не должно продолжаться вечно, подчеркнул глава страны. Инвестиционный импорт должен обеспечить создание таких отраслей, которые производят средства производства. Когда такие отрасли будут созданы, то страна может и должна отказаться от импорта не только потребительских товаров, но и средств производства. Только так Советский Союз обретет экономическую независимость.

К этому — советскому — плану импортозамещения и сегодня добавить нечего…

Алексей ВОРОБЬЕВ

Рисунок: Е. Кран

Похожие статьи

Send this to a friend