Выполнение майского указа Владимира Путина задерживается.
«Это дорога к светлому будущему», — слышим мы на каждом углу от высокого начальства. «На нее уповаем, и нет у страны другого пути». Никакой альтернативы национальным проектам в верхах не обозначают.
И вдруг Счетная палата заявляет, что их реализация, призванная обеспечить выполнение майского указа Владимира Путина, задерживается. Расходы на нацпроекты пока исполнены лишь на 221 млрд рублей, или 12,8% от годового объема. Самое высокое исполнение у проекта «Здравоохранение», и нулевое — у «Производительность труда».
Но как, простите, без роста этой производительности выполнить все 13 проектов?! Не превратится ли процесс в привычное проедание бюджетных средств?
«Счетная палата поставила под сомнение результаты исполнения нацпроектов. Темпы их финансирования отстают от утвержденного правительством графика… Эти показатели ниже, чем в среднем исполнение расходных статей бюджета, которые за первое полугодие были профинансированы на 43,5% от годового задания», — об этом сообщали российские СМИ в… 2008 году! История повторяется!
Тогдашняя затея с национальными проектами (2005–2014 гг.), по утверждениям большинства экспертов, закончилась провально: цели не были достигнуты, а Генеральная прокуратура рапортовала о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проектов. Особенно с проектом «Здоровье»: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств…
Счетная палата выявила серьезные нарушения Минздравсоцразвития, возглавляемого Татьяной Голиковой, при строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий. Те нацпроекты были втихаря свернуты, отдельные «стрелочники» понесли наказания, а Татьяна Голикова стала главой Счетной палаты. Характерно, что при втором издании нацпроектов в 2018-м она вернулась в правительство уже вице-премьером и стала куратором того же отретушированного проекта, названного теперь «Здравоохранение».
Неудачу с первой версией нацпроектов правительство оправдывало сложностью механизма госзакупок и несовершенством законодательства, а также сезонным фактором: большинство государственных строек у нас начинается в конце весны и летом. Сейчас иначе?! Второе издание нацпроектов свидетельствует, что наши власти не меняются и ничему не учатся. Даже жесткая публичная выволочка в Госдуме, которую спикер В. Володин вместе с депутатами устроил в начале марта главе Минэкономразвития М. Орешкину за то, что тот не смог толком доложить о финансировании проектов, не стала уроком для Кабмина. С того эпизода прошло почти три месяца. И никаких изменений к лучшему.
Счетная палата с прискорбием констатировала, что до сих пор не создана система мониторинга хода реализации нацпроектов, без которой — и об этом предупреждал даже президент — выделенные 27 трлн рублей могут ухнуть в «черную дыру». Контроля же не организовали!
И наша практика подсказывает, что второе издание — римейк — часто хуже первого…
Алексей ВОРОБЬЕВ