Сталкеры

Что увидел наш спецкор в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС несколько лет назад

 

Сталкеры35 лет назад, 26 апреля 1986 года, взорвался 4-й реактор Чернобыльской атомной электростанции. Впоследствии происшествие назовут самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества.

Спустя несколько недель было принято решение о формировании 30-километровой Зоны отчуждения вокруг АЭС (далее — Зона). Помимо городов Припять и Чернобыль в Зону попало больше сотни населенных пунктов, уникальный военный объект «Чернобыль-2». На этой гигантской территории почти нет людей. Сегодня это одно из самых интересных мест на Земле — памятник индустриальной эпохе.

 

Без правил

Деревня Новошелепичи — окраина города Припять. Она считается наиболее опасной и зараженной и поэтому тщательно охраняется. Отсюда до ЧАЭС, центра и сердца Зоны, всего несколько километров. Попасть сюда нелегко. 30-километровая Зона окружена колючей проволокой и чем-то вроде контрольно-следовой полосы. Она просматривается с вышек. Нужно знать, когда и где перелезать через колючку.

Но это только начало. Дальше предстоит идти (в основном ночью) по пересеченной местности, иногда практически на ощупь пробираться по звериным тропам. В Зоне только по официальным данным — около 800 радиоактивных могильников. Общий уровень активности радиации в этих захоронениях, по данным экологов, больше 20 миллионов кюри — цифра просто фантастическая. И фонить может буквально на каждой кочке. К примеру, можно посидеть часок и поймать годовую дозу облучения, а то и больше. При этом внутри Зоны множество странных и загадочных объектов, тоже огороженных колючкой или забором. Иногда эти ограждения тянутся на десятки километров. Поэтому без проводника лезть сюда опасно. Безопасные маршруты сталкеры нарабатывают годами — это их главная тайна.

Прибавьте к этому, что за 35 лет леса в Зоне заросли буреломом, а при отсутствии человека развелось огромное количество зверья, в том числе и опасного — волки, кабаны, медведи. К опасным зверям можно причислить и «металлистов» — охотников за цветными металлами, а также неких уголовников, спасающихся в Зоне от правосудия. Следы этих криминальных товарищей то и дело попадаются в заброшенных строениях. Зная все это, можно представить всю глубину удовольствия от посещения Зоны — более экстремального маршрута найти трудно.

Тем не менее в итоге не очень легкого путешествия мы оказались в Новошелепичах, где среди разросшихся кустарников стоят аккуратные белобокие украинские хатки. Иногда они кажутся нетронутыми, поблескивая целыми стеклами окон среди старых садов. Но большинство домов разорено — все, что хозяева не вывезли, разграбили мародеры. Ходить по этим покинутым жилищам довольно опасно: полы прогнили, потолки обвалились…

Через Новошелепичи к окраине Припяти меня ведет парень по имени Хемуль. Он — сталкер, то есть человек, который ходит в Зону нелегально. Следовательно, он, а вместе с ним и я здесь вне закона. Поэтому все исходные данные сталкеров — кто, откуда — тоже тайна. Даже обращаются они друг к другу только по кличкам. Я, например, почти ничего не знаю о своем проводнике, кроме странной клички Хемуль.

 

Бункер

И вот мы на окраине Припяти. Слева — две белые 16-этажки, справа — молодой сосновый лес. Когда-то здесь была зона отдыха. Сейчас о ней напоминают только ржавые остатки детских площадок. Посередине дорога (вернее, ее остатки) к заводу «Юпитер». Нам туда.

В советское время «Юпитер» выпускал какие-то военные приборы, а для прикрытия делал магнитофоны (кто помнит, был такой аппарат «Юпитер» в 70-е годы, весил килограммов десять без колонок и очень ценился меломанами). После аварии в цехах завода готовили робототехнику для работы в активной зоне остатков четвертого энергоблока. В СССР тогда не было своих разработок, поэтому умельцы со всей страны в цехах «Юпитера» переделывали старые и буквально изобретали новые машины для совершенно незнакомых условий. При этом счет шел на часы, потому что в считаных километрах горел реактор.

После сооружения саркофага завод еще использовала организация «Спецатом» в основном в исследовательских целях. Затем работы были свернуты, оборудование по большей части вывезено. Но под цехами остался огромный бункер, сооруженный на случай атомной войны.

Во времена ликвидации бункер пришелся как нельзя кстати — здесь был расположен основной лабораторный комплекс по контролю за состоянием окружающей среды.

Вход в бункер замаскирован, Хемуль проводит меня мимо основных корпусов и ныряет с виду в обычную подъездную дверь. Несколько лестничных пролетов вниз — и мы перед мощной бронированной дверью, за ней через маленький предбанник вторая. Дальше длинный сырой коридор, под ногами хлюпает вода. Мы проходим через череду помещений со сдвинутыми лабораторными столами. На них в беспорядке стоят колбы, реторты и что-то совсем сложное.

Мы бродим по подземелью несколько часов. Комнаты завалены мешочками с пробами грунта, валяются кучи старых противогазов, остатки оборудования, термостаты, системы автономного обеспечения, электродвигатели, генераторы, очень много химических препаратов — по каким-то причинам их здесь бросили. Хемуль показывает несколько намертво заблокированных бронированных дверей. Судя по вентиляционным отверстиям, там другие помещения.

 

Обломки мечты

Перед уходом из города мы поднимаемся на крышу одной из 16-этажек. Отсюда открывается удивительный вид: город, окруженный лесами, лежит в излучине реки, давшей имя городу. Чуть вдалеке атомная электростанция, ради которой и был построен город. Припять задумывали и строили как город-мечту, идеальное общежитие для советских людей. Современные многоэтажки, широкие улицы, развитая инфраструктура. Здесь было все необходимое для счастливой жизни.

Сейчас город мертв. Пустые улицы и дворы заросли деревьями и кустарниками. Сегодня это кажется немного странным, но на улицах нет ни одного рекламного щита. Дома внешне кажутся нетронутыми. Но внутри царит разруха, впрочем, как и везде в Зоне. Люди покидали свои жилища в спешке, брали самое необходимое. Мародеры все перевернули вверх дном, все сколько-нибудь ценное разворовано. Газовые плиты выломаны — «металлисты» тщательно их выпотрошили на предмет цветных металлов.

 

Круг

Наш дальнейший маршрут — Чернобыль-2, или, точнее — объект «Круг», — еще одно загадочное место современной Зоны. До него почти 15 километров.

Чернобыль-2 — это колоссальный военный объект, до сих пор не имеющий аналогов в мире. Так называемая загоризонтная радиолокационная станция (ЗГРЛС), или «Дуга-1» (радиоцентр дальней связи «Чернобыль-2»). Уникальная на тот момент технология с помощью этого радара позволяла военным в прямом смысле заглянуть за горизонт и регистрировать старт баллистических ракет в Северной Америке.

Собственно, радар виден из любой точки украинской части Зоны, потому что представляет собой огромные антенны высотой 150 метров. Вблизи сооружение просто потрясает. Представьте, между гигантскими мачтами радара натянуты канаты, на которых висят гроздья так называемых вибраторов — металлических трубчатых конструкций, каждая весом около 3 центнеров. И таких «вибраторов» висит на главном радаре шириной почти полкилометра сотни и сотни.

ЗГРЛС специально построили возле станции, потому что она потребляла около 10 мегаватт. «Дугу-1» поставили на боевое дежурство в 1985 году, а через год случился взрыв на станции.

Подобраться к ЗГРЛС сегодня нелегко — ее по-прежнему охраняют. Подойти можно, если только знать проход. Хемуль вел меня по этим тропам уже в полной темноте. Сталкеры облюбовали место буквально в полукилометре от «Дуги» под названием Круг. Очевидно, этот объект тоже относился к станции, но, что это такое конкретно, никто не знает.

Представьте себе стоящие по кругу через каждые метр-два металлические трубчатые конструкции высотой метров пять — видимо, какие-то антенны. Некоторые предполагают, что это был комплекс космической связи либо устройство для наводки на цель. В зданиях комплекса стоят ряды металлических шкафов с остатками электронной начинки — похоже, на какой-то военный суперкомпьютер. Из этих зданий к «Дуге» ведет подземный тоннель, но сейчас подвалы Круга затоплены и поэтому найти вход в катакомбы невозможно. Однако сталкеры утверждают, что в гигантский бункер военных можно пробраться через основной комплекс. Ночью это вполне возможно сделать, пробравшись мимо охраны.

К сожалению, в этот раз мы так и не смогли этого сделать — нас спугнул очередной патруль. Тем не менее, переночевав на Круге, мы поучаствовали в сталкерской тусовке. После нескольких дней в Зоне меня тоже приняли в ряды этого экстремального сообщества.

 

Марат ХАЙРУЛЛИН

Похожие статьи

Send this to a friend