Почему все чаще покупатель предпочитает качественным, брендовым товарам откровенные подделки?
Напомним: 9 сентября состоялось совещание с участием президента России Владимира Путина, посвященное проблеме всевозможных поддельных товаров на потребительском рынке.
Уже сам факт такого совещания в присутствии президента показывает актуальность данной проблемы. Но актуальность эта сохраняется уже которое десятилетие.
По оценкам Минпромторга, Роспотребнадзора, ряда других профильных ведомств, фактическая доля поддельных товаров массового спроса, зачастую опасных для здоровья, в объеме российского рынка ежегодно превышает 35%. А сам этот ассортимент включает более 10 тыс. наименований продукции.
Однако никаких конкретных решений по итогам сентябрьского совещания пока не принято. Похоже, потому, что массовые подделки — следствие сложившейся экономической системы в стране вкупе с низкой покупательской способностью населения, вынужденного экономить на качественных, брендовых товарах. В результате куда больше спрос, производство, импорт и сбыт товаров поддельных, поскольку они намного дешевле оригинала, зачастую на 40 и более процентов.
Как отмечалось на упомянутом совещании, доля оборота сфальсифицированных товаров в разных отраслях в России составляет от 20 до 40%. Это, по словам главы Минпромторга России Дениса Мантурова, не меньше 2 трлн рублей ежегодно.
Обусловлен столь широкий спектр фальсификата еще и тем, что с начала 90-х отменены советские ГОСТы на продукцию. Заменили их так называемыми техническими условиями (ТУ), в которых как минимум наполовину снижено количество показателей, гарантирующих качество, безопасность продукции для здоровья потребителя.
Более того, эти ТУ в отличие от ГОСТов фактически не являются обязательными для соблюдения. Добавим к этому фактору падающие доходы большинства россиян и получим, что называется, то, что покупаем…
По оценке директора ассоциации «РусБренд» Алексея Поповичева, «поддельные товары готовы покупать до 80% населения, а за оригинальную дорогостоящую продукцию согласны платить не более 15% россиян. То есть производители и поставщики контрафакта пользуются вынужденным стремлением большинства людей экономить, отсюда и разгул подделок — и импортных, и российских».
Характерна ситуация и на рынке обуви: как отмечает Владимир Денисенко, генеральный директор крупной обувной фабрики «ЮНИ-Чел» (г. Челябинск), «до 35% обувного рынка в России захвачено Китаем: в основном это подделки известных брендов и низкокачественный товар. Рядом с нашей фабрикой в большом магазине вполне легальный отдел контрафакта. Там дышать нечем: некачественные клей, сырье, отделка, даже упаковка. Зато дешево, и люди активно покупают. Но вскоре жалуются на аллергию, многие другие внезапные болезни».
Единственной мерой борьбы с подделками пока остается маркировка. Это нанесение с помощью специального оборудования электронного штрихкода на оригинальные товары. По нему можно проследить путь товара от производителя или от границы до розничной торговли включительно. К 2022 году, по плану Минпромторга России, маркировкой будет охвачено свыше 80% всего ассортимента продукции массового спроса.
Но такое оборудование предписано закупать самим производителям, что, например, по продукции легпрома, парфюмерии и бытовой химии уже привело к их удорожанию. Потому что эти расходы производители вынуждены включать в конечную цену товара. В среднем в расчете на единицу условной продукции стоимость маркировочного оборудования не меньше 200 тыс. рублей. Причем это, как правило, дальнезарубежное оборудование, которое вовсе не дешевеет.
Скажем, суммарные расходы по закупке такого оборудования для молочной индустрии, по данным «Союзмолока», превысят 20 млрд рублей. Немногим меньше эти затраты в ряде других отраслей. Но такие суммы, как отмечалось на недавних форумах ряда отраслевых союзов, под силу в основном крупным предприятиям с широким ассортиментом продукции и высокими объемами сбыта.
По оценке президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, «российские производители практически всех товарных групп ожидают дальнейшего удорожания своей продукции ввиду маркировочных расходов. А средний и особенно малый бизнес начинают прекращать выпуск ряда товарных позиций опять же из-за дополнительных расходов по маркировке».
Понятно, что, во-первых, в такой ситуации подделок едва ли будет меньше и едва ли упадет на них спрос. В сухом же остатке — чем меньше у сограждан денежных возможностей покупать качественный товар, тем дольше и больше будет раскупаться фальсификат.
Алексей ЧИЧКИН