Смотря как считать…

По словам Владимира Путина, 70% жителей страны относятся к среднему классу. Однако существуют и другие оценки. Все зависит от методики подсчета и того, какой смысл вкладывается в понятие «средний класс».

 

Смотря как считать…В интервью агентству ТАСС президент объяснил, что исходит из методики Всемирного банка, в соответствии с которой к среднему классу можно причислить людей, доход которых в 1,5 раза больше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Путин напомнил, что сегодня МРОТ в стране составляет чуть больше 11 тыс. рублей, а значит, средний класс — это люди, получающие примерно от 17 тыс. рублей. «У нас таких достаточно много, уверенно свыше 70 процентов», — сказал президент.

 

«Буфер» между богатыми и бедными

 

Эксперты объясняют, что средний класс — это социальная группа, имеющая устойчивые доходы, которых достаточно для удовлетворения широкого круга потребностей. Благосостояние, которым располагает средний класс, достаточно для обеспечения «достойного» качества жизни.

Социологи отмечают, что средний класс — экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности. Средний класс — это «буфер» между бедными и богатыми. Чем тоньше прослойка среднего класса, тем вероятнее столкновение этих двух антагонистических классов.

Стоит ли удивляться, что власти всех развитых и многих развивающихся стран стараются всячески поддерживать средний класс — свою главную опору в обществе. Вот и Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста ТАСС, подчеркнул, что задачей властей является укрепление среднего класса и наращивание его доходов.

 

Замкнутый круг

 

Существуют различные методики определения среднего класса и в зависимости от этого подсчета его численности. Но все же главным критерием принадлежности к среднему классу считается уровень материального благосостояния и потребления.

Представитель среднего класса должен обладать определенным набором дорогостоящего имущества (автомобиль, собственное комфортабельное жилье); иметь возможность приобретать платные социальные услуги (образование, медицина).

Специалисты Высшей школы экономики пришли к выводу, что средний класс в России составляет 38% населения, однако к его ядру можно отнести не более 7% граждан. Имеются в виду люди, у которых на работе есть подчиненные, они владеют загородным домом и крупными сбережениями.

Центр стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха определяет численность среднего класса, исходя из способности людей приобретать знаковые блага, означающие принадлежность к этой группе населения. Согласно этим данным, сегодня в России к среднему классу относятся 13% граждан.

В контексте таких представлений о среднем классе цифра, выведенная президентом (70%), кажется большим преувеличением. О каком доме, автомобиле и банковском счете можно всерьез говорить применительно к людям, чей доход составляет 17 или чуть выше тысяч рублей?

Основной особенностью российского среднего класса можно считать то, что он сокращается подобно шагреневой коже. Если в 2014 г. доля среднего класса составляла 37% населения, то в 2018-м — 30%. Разворот от роста доли среднего класса к падению отражает реальную картину российской экономики, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

— Сокращение среднего класса — негативная тенденция, которая сдерживает развитие экономики, — отмечает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Иван Любимов. — Если бедные покупают в основном продукты и иногда одежду, то граждане среднего достатка могут позволить себе услуги, электронику, автомобили, путешествия. С сокращением среднего класса падает спрос и соответственно рынок этих товаров и услуг.

Получается замкнутый круг: плачевное состояние экономики больно бьет по среднему классу и, в свою очередь, сокращение среднего класса пагубно сказывается на экономике.

Источники, питающие средний класс, все больше мелеют. По данным Росстата, лишь 32% домохозяйств могут позволить себе продукты, одежду и товары длительного пользования. Но у них нет возможности покупать машины, квартиры и загородные дома. У 48% семей нет финансовой возможности приобретать товары длительного пользования, денег хватает только на еду и одежду, следует из данных того же Росстата. Как может в таких условиях расти средний класс?

 

Поможет ли антикризисный план?

 

Правительство подготовило дополнительные меры поддержки экономики в условиях ухудшения ситуации с эпидемией коронавируса.

Предлагается компенсировать доходы индивидуальных предпринимателей и самозанятых, находящихся на карантине; ввести налоговые каникулы, в том числе в сфере туризма и авиаперевозок; предоставить квартальную отсрочку по уплате налоговых платежей для организаций малого и среднего предпринимательства. Посмотрим, смогут ли эти меры помочь среднему классу?

Однако в любом случае самым большим подспорьем для него оказался бы рост доходов. Но, похоже, никто не знает, как эту задачу решить в условиях практически нулевого роста экономики.

 

Игорь МИНАЕВ

Похожие статьи

Send this to a friend