Похоже, латать ежегодно образующиеся дыры в жилищной политике правительство решило за счет своих и без того бедных граждан.
Ровно пять лет назад правительство приняло поправки в Жилищный кодекс, которые обязали владельцев помещений в многоквартирных домах ежемесячно выплачивать взносы на капремонт зданий. В каждом регионе эта сумма разная, но и ее по прошествии нескольких лет решили увеличить.
Как грибы после дождя…
Например, в Калининградской области с 1 января 2020 года стоимость за один квадратный метр увеличится с сегодняшних 5,9 рубля до 6,9 рублей (5 ноября Комитет по экономической политике облдумы поддержал это решение властей. — Ред.), в 2021-м — до 7,9, в 2022-м — до 9,4 рубля.
Однако, как выясняется, «отличились» в этом вопросе не только калининградцы. В Новосибирской области чиновники предлагают увеличить размер взноса на капремонт с 7,05 до 8,9 рубля с квадратного метра в 2020 году, в 2021-м — до 9,35, а в 2022-м — до 9,85 руб. В Приамурье уже в будущем году планируется увеличить плату за капитальный ремонт жилья на 40 копеек. Минимальный размер взноса составит 8,3 рубля в месяц за квадратный метр (сейчас амурчане платят 7,9 рубля за «квадрат»).
Рост взносов за капремонт отмечается и в других регионах России, хотя четкого, вразумительного их обоснования нигде не дают, что вызывает справедливый гнев россиян. Людей возмущает не необходимость отдавать «лишний» полтинник — они просто не понимают, на что идут их деньги. Никто ведь на самом высоком уровне не удосужился в течение нескольких лет после вступления в силу Закона о капремонте объяснить методологию определения минимального размера взноса в фонд этого ремонта. И придуманные суммы платы с квадратного метра, похоже, обоснованы только хотелками региональных властей. Вместо того, чтобы искать другие источники поступлений — например, банковские кредиты или бюджетные ассигнования и оптимизировать заложенные в программу капремонта расходы, чиновникам проще залезть в тощий карман гражданина.
По мнению экспертов, тут возникает вполне определенное противоречие на уровне закона. Исходя из общего смысла применимых норм жилищного законодательства РФ, каждый многоквартирный дом является отдельным объектом управления, при этом использование денежных средств отдельно взятых собственников общего имущества в конкретном многоквартирном доме в отношении других домов вряд ли можно считать как законным, так и справедливым.
Президентский указ чиновникам не указ?
Кстати, региональные чиновники практически наплевали на указ президента РФ, согласно которому предельное повышение тарифов в сфере ЖКХ не должно превышать четырех процентов. Минимальный размер взносов в фонд капитального ремонта должен определяться либо собственниками помещений в многоквартирном доме, либо согласно методике, разработанной правительством РФ, но никак не по усмотрению региональных органов исполнительной власти, которые высасывают такой размер из пальца, исходя из своих собственных интересов. Возьмем в качестве иллюстрации двадцатиквартирный дом, в котором я живу и который мы с соседями ремонтируем и поддерживаем в надлежащем состоянии сами. Но чиновники фонда капитального ремонта упорно заставляют нас платить ничем не обоснование взносы. Когда же мы представили все документы и сметы на проведенные нами ремонт крыши, крыльца, подъезда, придомовой территории, их отказались зачесть как платежи в фонд капремонта. Наш дом по плану будет ремонтироваться через 15 лет. И все это время, платя взносы в фонд капремонта, мы должны сами же дом ремонтировать. Где логика? И почему какой-то фонд вмешивается в вопросы управления (содержания) собственниками своего имущества? Или это новый эксперимент над населением страны? К чему привели эксперименты в образовании и медицине, мы хорошо видим. Теперь вот государство и проблемы ЖКХ, капитального ремонта тоже хочет решать за счет постоянно растущих сборов с граждан.
И кнут, и пряник
Правда, эту горькую пилюлю как-то пытаются подсластить.
Например, региональные власти получили возможность полностью или частично освобождать от уплаты взносов за капремонт семьи, в которых проживают неработающие пенсионеры в возрасте от 70 лет (если живут одни) и инвалиды 1 и 2 групп (если являются собственниками жилья).
Также с 18 июня 2019 года вступил в силу закон, согласно которому Герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, а также полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены семей освобождены от взносов на капремонт.
За получением льгот следует обращаться в центр социальной поддержки населения.
В целом же, проблема капремонта по-прежнему остается острой, а значит — нуждается хотя бы в корректировке.
А вам слабо?
Лучиком света на этом бледном фоне выглядит эпизод, имевший место в Красноярском крае. После возмущения людей объявленным здесь ростом с будущего года платежей за капремонт губернатор региона Александр Усс распорядился снизить рост взносов на капитальный ремонт в два раза — вместо 14 % тарифы вырастут на 7 %. «Объясню свою позицию: у нас граждане не имеют лишних денег и для многих даже 30–50 рублей в месяц это сумма. Поэтому мы не можем фонд капремонта превращать в некую кубышку, куда на всякий случай складываются деньги на будущее. Фонд капремонта не является каким-то банком, где эти средства просто лежат до лучших времен», — прокомментировал Александр Усс.
Вот и хочется спросить у других чиновников: а вам слабо?
Столица примером не блещет
Программа капремонта в Москве длится уже несколько лет, но лишь часть переживших перестройку подъездов могут похвастаться действительно качественными работами. С одной стороны, слышатся бравые рапорты столичных чиновников об успехах в этом направлении, с другой — день ото дня в социальных сетях множатся жалобы жителей первопрестольной на состояние домов как до, так и после якобы проведенного капремонта и демонстрируются видеоролики с примерами откровенного непрофессионализма подрядчиков и наплевательского отношения администраций. Кроме того, пользователи до сих пор вспоминают арест высокопоставленного чиновника из столичного ГКУ «Дирекция капитального ремонта» по подозрению в мошенничестве.
А на днях громкий скандал разразился в Подмосковье, где региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело против областного Фонда капремонта и 26 муниципальных образований региона о нарушении статьи 16 закона «О защите конкуренции». Иными словами, чиновники Фонда и администраций целого ряда городских округов пытались заключить «устные соглашения об осуществлении согласованных действий, направленных на заключение договоров на проведение капитального ремонта многоквартирных домов без проведения торгов». А это уже коррупция.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Аудиторы Счетной палаты проверили ход реализации Программы капремонта и, в частности, выяснили, как обстоят дела с ее финансированием, в том числе из кошельков граждан. Согласно докладу СП, собранных с собственников денег и тех средств, которые готовы выделить из своих бюджетов на поддержку этой программы регионы, реально хватает лишь на проведение лишь половины работ (54,4%), запланированных в региональных программах капремонта. Иными словами, многие дома капремонта могут и не дождаться, а в некоторых из них, образно говоря, покрасят разве что фасады и, дай-то бог, починят прохудившуюся крышу.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
В каких случаях всех собственников квартир освобождают от взносов на капремонт?
Такая возможность предусмотрена п. 2 ст. 169 Жилищного кодекса. Взносы не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, который признан в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, или в случае принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом. Собственники помещений освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за тем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Кроме того, с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, которые временно освобождают владельцев квартир в новостройках от уплаты взносов на капитальный ремонт. Собственники таких домов освобождены от таких платежей в течение первых 3–5 лет после сдачи объекта в эксплуатацию. Конкретный срок в каждом субъекте страны определяет региональное законодательство.
По мнению Счетной палаты, «при принятии закона (о капремонте. — Ред.) не была проведена надлежащая оценка долгосрочных финансовых последствий». То есть, делают свой вывод эксперты ЖКХ, сама по себе идея привести в порядок жилой фонд за счет денег граждан была, мягко говоря, фантастикой.
Россиян готовят к новому повышению поборов на капремонт?
Странный «подарок» по случаю 5-летия с момента введения платы за капремонт придумали в Минстрое РФ. По данным ведущих информационных агентств, ведомство разработало законопроект о капремонте ветхого жилья, то есть домов с уровнем износа свыше 70 процентов, которые до сего дня выпадали из общей программы капремонта. Тут же в социальных сетях поползли слухи, что эта «подпрограмма», как и злополучный капремонт, будет оплачиваться за счет граждан, и этот шаг, разумеется, увеличит размер соответствующих взносов граждан в общий котел капремонта.
Подобного рода рассуждения вызвали почти молниеносное (и вполне понятное) недовольство потенциальных налогоплательщиков.
Действительно, если учесть, что площадь жилья с таким уровнем износа в стране составляет около 25 миллионов квадратных метров, а с износом от 66 до 70 процентов – и вовсе 82 миллиона квадратных метров (данные Росстата), то нетрудно себе представить, во сколько наших кровных денежек может вылиться очередная афера властей.
Вскоре, однако, Минстрой поспешил откреститься от зазвучавших в его адрес «наветов», заявив, что проект закона о капитальном ремонте не предусматривает изменения размера взносов граждан на эти нужды и сохраняет все действующие гарантии жилищных прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.
С другой стороны, иной реакции от чиновников (дабы избежать социального взрыва) и быть не могло. Но пройдет немного времени, и все, что они говорили, скорее всего, окажется враньем.
А разве мы не проходили это десятки раз?
Зададимся простым вопросом: каким образом власти собираются ремонтировать ветхое жилье, не увеличивая плату за капремонт, если уже сейчас взимаемых денег на этот самый ремонт уже катастрофически не хватает? И не кроется ли за этим решением еще одна коррупционная схема: деньги на ремонт ветхого жилья соберут, а оно к тому времени и повалится.
Подобного рода суждения возникают не на пустом месте. Последние годы красноречиво свидетельствуют, что народ для чиновников – такой же природный ресурс, как, например, нефть, которую можно сосать и сосать, пока не высосана последняя жила. Мало того, что россиян грабят за счет увеличенного НДС, транспортного налога и ежегодно повышающихся акцизов на топливо и кабальной ипотеки, так теперь из их же и без того тощих карманов государство пытается буквально выскребать деньги на капремонт жилищного фонда, который само же и довело до такого плачевного состояния. А вывод напрашивается простой: выходит дело, государство заинтересовано, чтобы мы были бездомными и нищими.
Прецеденты
В Коми пересчитают размер взноса на капитальный ремонт жилья
Некоторые читатели наверняка зададутся вопросом: а можно ли отказаться от уплаты взноса на капремонт? Увы, статья 169 Жилищного кодекса РФ обязывает граждан делать это (хотя некоторое время этот процесс оставался добровольным). В противном случае, региональный оператор взыщет с вас не только долги, но и начисленные за неуплату пени.
Во всяком случае, попытки некоторых граждан бойкотировать взносы потерпели фиаско. В этом смысле «прославился» житель Челябинска Александр Макогон, который одним из первых официально отказался платить региональному оператору. Также несолоно хлебавши ушли с судебных заседаний по своим заявлениям четверо неплательщиков — жителей Владимирской области, в отношении которых фонд капремонта выиграл дела. В Челябинской и Новосибирской областях, где число недовольных программой капремонта достаточно велико, чиновники тоже собираются прибегнуть к судебному разбирательству с недовольными, и его результат более чем очевиден.
А вот случай, имевший место в Республике Коми, стоит особого внимания. Здесь Верховный суд РК удовлетворил исковые требования сыктывкарского юриста Ивана Мартюшева к правительству республики о признании недействующим постановления, изменившего (в сторону повышения на 200%! — Ред.) минимальный размер взноса на капремонт многоквартирных домов на 2018–2020 годы. При этом Правительство Коми согласилось с решением суда, несмотря на доводы своего представителя о том, что «сохранение прежнего уровня тарифа на капремонт не позволило бы выполнить республиканскую программу капремонта жилья к 2044 году даже на 10%».
Материалы под рубрикой «Проблема крупным планом» подготовили Валерий ГРОМАК и Леонид ГРЕКОВ