Свою эксклюзивную обувь Ильдар Фахретдинов шьет из рыбьей кожи.
Неприметный киоск в одном из астраханских дворов. Ярко-оранжевая вывеска предлагает отремонтировать обувь или наточить ножи от мясорубки. В маленьком окошке для выдачи готовых изделий виднеется сосредоточенное лицо, склонившееся над столом, и тщательно рассматривает диковинную туфлю.
Когда Ильдар Тагирович приветливо открыл нам с фотографом дверь, мы почувствовали резкий запах обувного клея, перемешавшийся с ароматом кожи. Комната три на три метра сплошь завалена, завешана и заполнена ботинками, ключами, станками, лоскутами кожи. В углу молчаливо стоит гитара в чехле, а на небольшом диване величаво возлежит пушистое создание по имени Маруся.
Мастер обувных дел Ильдар Тагирович начал свой творческий путь в 91-м году. Уволившись с одного из предприятий области, мужчина мечтал об открытии собственного дела, которое давало бы его семье хороший доход. В прошлом выпускник профтехучилища по специальности, связанной с пошивом обуви, Ильдар Тагирович твердо решил, что это ремесло сможет принести ему прибыль. Чтобы клиент, как говорится, «пошел», мастер придумал «изюминку» — туфли и босоножки будут из рыбьей кожи.
В Астрахани материала для дизайнера оказалось навалом: щука, сазан, толстолобик. Наращивая темпы, в производство Ильдар пускал змеиную и даже страусиную кожу.
Процесс изготовления эксклюзивной обуви очень непрост. Сначала Ильдар Тагирович тщательно выбирает на базаре рыбу, с которой знакомые продавщицы любезно снимают кожу. Затем начинается подготовка материала: сушка, чистка, жировка, окрашивание или лакировка. Все это мастер делает вручную, медленно и кропотливо (рыбья кожа очень нежный материал). Иногда он зовет помощника, но чаще трудится самостоятельно.
Пошив обувной пары всегда делается с индивидуальным подходом. Происходит замер ступни, изготовление колодки, макет подгоняется по особенностям ноги. Сперва Ильдар Тагирович всегда делает «пробу» — туфлю или ботинок из кожзаменителя. А уж потом, после многочисленных примерок, сапожник приступает к пошиву рыбьей шкурки. Весь процесс, как признается сам мастер, занимает у него около полумесяца: «Это зависит от вдохновения! Если оно есть, я могу и за неделю все сделать».
Сейчас по планете ходят десятки обладателей его эксклюзивной дизайнерской обуви. Пишу «по планете», потому что не все клиенты — астраханцы. Одна пара замечательных «щучьих» мокасинов благополучно уехала в итальянскую Венецию. Среди поклонников таланта Фахретдинова есть известные люди Каспийской столицы.
А бывает, что к нему обращаются модники и модницы, чьи родители в 90-е годы были постоянными клиентами мастера.
Пока мы беседовали, в окошко мастерской постучали несколько раз, пара звонков на телефон остались не отвеченными — заказов хоть отбавляй.
Так случилось, что несколько лет назад Ильдар Тагирович серьезно заболел и получил группу инвалидности. Решил было все бросить, но внезапно почувствовал себя лучше, и в голову пришла совершенно новая идея. Обратившись в региональную службу занятости населения, сапожник представил свой бизнес-план и… получил грант на открытие своего дела.
Сумма небольшая, всего 68 тысяч рублей, но Фахретдинов целеустремленно начал «расширяться» — купил несколько станков и занялся изготовлением ключей. «У нас в городе, скажу вам по секрету, есть банда «ключников»-монополистов. Никого в свой круг не пускают. Сначала я пытался затесаться в их ряды, потом плюнул, решил, что сам всему научусь».
Сейчас одна из стенок в его мастерской сплошь завешена заготовками для будущих ключей. «Я иногда свои повешу туда, а потом долго ищу, не могу найти — так их много», — смеется Ильдар Тагирович.
Человеком с ограниченными возможностями его точно не назовешь. Мастер не только ведет пусть маленький, но весьма успешный бизнес, но и увлекается творчеством. В свободное время он играет на гитаре и берет уроки вокала.
…В окошко настойчиво постучали — пришли забрать обувь из ремонта. Ильдар Тагирович перед клиентами извинился и, передавая пару коричневых сапог, стал подробно рассказывать девушке, какую деталь он заменил и как правильно ею пользоваться. Мы с фотографом не стали более отвлекать мастера, в голове каждой из нас уже витали идеи о том, как летом будем носить босоножки из щучьих шкурок.
Марина ШАЦКАЯ
АСТРАХАНЬ
(интернет-журнал «Социальные вести»)