Бороться за демократию и ответственность недешево, однако, в нашей стране
В третий раз собрался в столице Общероссийский гражданский форум. За два дня его участники успели поговорить, кажется, обо всем: НКО и ЖКХ, предпринимательстве, журналистике, образовании, политике и экономике, чиновниках и мигрантах… А еще осмотреть выставку, проголосовать на референдуме и даже сыграть в интеллектуальную игру. И одобрить предложения для властей всех уровней! Уф, кажется, все.
Признаться, мне здорово повезло. Я встретила во плоти то самое гражданское общество, о котором столько говорено, но никто его не видел. До сих пор оно было, как та графиня Марья Алексеевна, — о ней говорят, но на сцене она в течение всей комедии так и не появляется. Теперь могу сказать: оно — большое (чуть не тысяча людей собралась), образованное, хорошо одето, запросы имеет высокие и множество, а аппетит — здоровый…
А уж поговорить может на любую тему! И у каждого — особое мнение, сойтись друг с другом ни в чем не могут. Это началось практически мгновенно. Уже на церемонии открытия, незаметно и быстро переросшей в дискуссию (пытались выяснить, чего ради они здесь все собрались), никто не был согласен ни с кем.
Если Евгений Гонтмахер сказал, что не надо полагаться только на профессионалов во власти, гражданское общество — не менее профессионально и также должно проявлять себя, то Никита Белых тут же возразил ему: следует здраво оценивать это общество, большинству плевать на то, о чем мы говорим! Леонид Гозман и вовсе был уверен: не надо ни на кого обращать внимания — делай, что должно. Авдотья Смирнова поспешила сообщить, что ей эта тема вообще «глубоко неинтересна».
И это при том, что все присутствующие — из Комитета гражданских инициатив (КГИ), того самого гнезда, построенного Алексеем Кудриным после ухода из правительства. Одни «господа граждане» состоят, другие сочувствуют, третьи на всякий случай примкнули…
Кстати, очень жалко было Никиту Белых. Он и без того испытывает мучительное раздвоение личности: по происхождению — чистых кровей правый либерал, в суровом настоящем — губернатор кировский со всеми вытекающими… Так на беду оказался еще единственным на все гражданское общество в этом зале представителем власти. То ли свой среди чужих, то ли чужой среди своих. И получил сполна! Хотя на сцене хватало людей, вопросы чаще задавали ему, попреки сыпались на него… И в конце концов, из самых глубин души у него вырвалось:
— Власть и общество стоят друг друга! На каждого дебила во власти приходится десяток дебилов в обществе!
…Гвоздем форума стала дискуссия Алексея Кудрина и Александра Аузана о тактике выживания и стратегии развития в нашей стране. Единственное и главное, в чем сошлись практик, экс-министр финансов, и теоретик, профессор МГУ, — у нынешней власти нет никакой стратегии развития общества лет хотя бы на двадцать–тридцать, занята она сиюминутным. Ну, а потом они только не соглашались друг с другом.
При таких внутренних и внешних противоречиях среди участников форума трудно готовить какие-либо советы власти. Особенно, если та в них и не нуждается. У нее, естественно, на все свое собственное мнение, также не совпадающее ни с чьим другим. Власти у нас тоже лучше всех все знают, хотя одновременно и твердят, что действуют исключительно «по просьбам трудящихся». Интересно, почему мы тогда живем так погано? Неужели это мы сами себе выпросили нищенские пенсии, ликвидировали бесплатную медицину? Неужели это мы потребовали от государства прекратить строить бесплатное жилье?!
Но самое удивительное, что как раз эксперты КГИ — одни из самых квалифицированных, их оценки — наиболее точные, и они начисто лишены желания сказать то, что сильно хотелось бы услышать правительству или еще кому. Наверное, и впрямь в спорах рождается истина?
Например, именно в докладе КГИ прозвучала объективная оценка деятельности Федеральной миграционной службы: с наплывом бежавших от гражданской войны на Украине не справилась. Чиновники не знают даже точного их количества, называют цифру 2,6 миллиона человек. Но еще до трагических событий в нашей стране работало 2,9–3 миллиона украинцев, и после число их могло только увеличиваться, но никак не сокращаться! Чиновники так и не сумели воспользоваться трудовым потенциалом беженцев с Украины, выгодно отличающихся от мигрантов из Средней Азии…
Именно в КГИ разработали новую методику оценки социально-экономической и политической напряженности в регионах. В кризис обстановка там обостряется и появляется слишком много факторов, которые способны превратить внешне благополучный регион в тревожный. Слишком авторитарные системы управления, архаичное состояние политических институтов и т.д. и т.п. могут положить конец шаткому равновесию в любой момент. Бог знает, от какой искры может разгореться пламя.
К такой группе самых «взрывоопасных» в перспективе эксперты отнесли Белгородскую и Калужскую области, Дагестан, Челябинскую и Кемеровские области, Ингушетию, Псковскую область, Москву…
Весьма любопытно, что, по заключению других экспертов, из приближенного к власти Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), белгородский губернатор Евгений Савченко, калужский Анатолий Артамонов, кемеровский Аман Тулеев, столичный мэр Сергей Собянин, — все они в лидерах!
Что ж, поживем — увидим…
Было интересно узнать у участников форума: чем отличается нынешний от двух уже прошедших, и отличается ли вообще? Кажется, точнее всех разницу уловил один, который сказал:
— Моя поездка на первый форум стоила Комитету 12 тысяч рублей, а теперь я приехал уже за 41 тысячу…
Бороться за демократию, за диалог, солидарность и ответственность недешево стоит в нашей стране.
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»