Бывший зять президента Казахстана до праведного суда не дожил.
В Земельном суде по уголовным делам Вены начался резонансный судебный процесс по делу о похищении и убийстве в начале 2007 года двух ведущих менеджеров казахстанского «Нурбан-ка» — Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова.
На скамье подсудимых вообще-то должен был, в первую очередь, сидеть бывший зять президента Казахстана — Рахат Алиев. Именно он, по версии австрийской прокуратуры, и является главным подозреваемым в этом резонансном деле. Однако бывший посол Казахстана в Вене и бывший заместитель Комитета национальной безопасности РК до суда не дожил: в марте он был найден повешенным в тюремной камере, где дожидался начала процесса.
Как уставило следствие, Алиев покончил жизнь самоубийством. Это подтвердили затем и две независимые экспертизы.
Таким образом, ответ перед судом присяжных держат сейчас два подельника Алиева — его бывший телохранитель Вадим Кошляк и экс-глава КНБ Альнур Мусаев. Государственный прокурор Беттина Вальнер, выдавшая ордер на арест обоих подозреваемых, уверена, что именно эти двое помогали Алиеву убивать казахстанских банкиров, которых заподозрили в незаконном выводе активов из банка.
«Убийство имело классический мотив — это деньги», — заявила прокурор на открытии процесса, который сопровождается беспрецедентными для Земельного суда Вены мерами безопасности.
Для входа в зал заседаний необходимой пройти двойной контроль под бдительным наблюдением десятка полицейских и сотрудников органов юстиции. В самом зале также присутствуют вооружённые до зубов сотрудники полиции. Беспрецедентным данный процесс является ещё и потому, что перед судом предстал бывший глава секретной службы Казахстана.
Вероятно это первый случай со сталинских времён, когда уголовный процесс возбуждён против экс-руководителя спецслужбы с пространства бывшего СССР.
Надо отметить, что оба подозреваемых виновными себя не признают, говоря о политически мотивированном процессе. Именно поэтому экс-телохранитель Алиева — Кошляк — подал в Австрии прошение о предоставлении политического убежища. Судя по всему, и Кошляк, и Мусаев намерены всё валить на Рахата Алиева, тем более, что дело в отношении его прекращено. Напомним, что ещё при жизни Алиев был признан виновным в двойном убийстве в самом Казахстане и осужден на двадцать лет лишения свободы заочно.
Выступившая на процессе вдова одного из банкиров Армангул Капашева подтвердила, что Рахат Алиев имел в то время «безграничную власть». Её попытки привлечь внимание властей к похищению мужа долгое время не имели никакого успеха: зная, что в деле может быть замешан Алиев, никто во властных структурах Казахстана не хотел помогать женщине.
По словам авторитетного немецкого эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша, внимательно наблюдающего за процессом в Вене, обвинение имеет на руках достаточно «сильные карты». «Государственный прокурор Вальтер провела очень тщательную и кропотливую подготовительную работу, именно благодаря её настойчивости был выписан европейский ордер на арест Рахата Алиева», — отмечает Лаубш.
На процесс вызваны более шестидесяти свидетелей из Казахстана, адвокаты родственников убитых банкиров вынуждены были даже обращаться за помощью к туристической фирме, которая организовывает сейчас поездки людей из Казахстана в австрийскую столицу. Предполагается, что для процесса потребуется 25–27 судебных заседаний, однако уже сейчас очевидно, что одно из самых резонансных расследований австрийской юстиции в отношении иностранных граждан затянется надолго.
Оксана ВОЛКОВА
собкор «НВ»
ВЕНА