Про летчика, летавшего без ног, знают все. Но как можно было воевать без рук, тем более — артиллеристу? При этом получить две звезды Героя и дослужиться до звания генерал-полковника.
Главное — не сдаваться
В селе Дмитровка Приазовского района Запорожской области жил однополчанин отца — Иван Гавриленко. Накануне Дня Победы отец садился на свой «К-750» и ехал за полсотни километров навестить однополчанина. Однажды он взял в Дмитровку и меня, двенадцатилетнего пацана.
Однополчане вспоминали своих боевых товарищей, бои, знаменитых земляков — героев войны. Иван Семенович Гавриленко с гордостью рассказывал, что в их небольшом селе родился единственный в мире генерал, который воевал без обеих рук. В школе нам рассказывали о легендарном Алексее Петровиче Маресьеве. Этот военный летчик, лишившийся обеих ног, сумел, несмотря на тяжелое ранение и инвалидность, вернуться на фронт. Он продолжил летать без обеих ног, сбил уже после ранения 7 немецких самолетов. Но чтобы офицер воевал без обеих рук?!
Этим офицером, уроженцем приазовского села, был Василий Степанович Петров.
Он родился 5 марта (по другим данным — 22 июня) 1922 года. Его детство трудно назвать безоблачным. Когда Васе было три года, умерла мать. Через пять лет арестовали отца, воевавшего в Гражданскую войну на стороне белых. Сделано это было по доносу красноармейца, которого отец когда-то спас.
Сестер Василия забрали на воспитание родственники, а он вместе с братом стал скитаться, пока однажды их, обессиленных, не нашли на берегу моря рыбаки и не сдали в детский дом. Брата спасти не удалось…
В детдоме Василий не прижился, и он сбежал в родное село к мачехе. К тому времени вернулся из тюрьмы и отец.
В Красную Армию Василий был призван в 1939 году Мелитопольским городским военкоматом Запорожской области. Затем была учеба в Сумском артиллерийском училище. Лейтенантские погоны Василий Петров получил накануне Великой Отечественной войны.
В новенькой форме красного командира Василий Петров в середине июня отправился в город Владимир-Волынский на должность заместителя командира 3-й батареи 152-мм гаубиц 92-го отдельного артиллерийского дивизиона.
В первый день войны, 22 июня 1941 года, 3-я батарея своим огнем поддерживала обороняющиеся советские части, а к концу дня, по воспоминаниям Василия Петрова, была атакована немецкими танками. Артиллеристы смогли отбить эту атаку, уничтожив два танка. Но немцам удалось захватить склады и к ночи артиллеристы остались без снарядов.
Чтобы не оказаться в окружении, командир артиллерийского дивизиона принял решение уничтожить оставшиеся тягачи и орудия и пробиваться к своим.
Трагичным летом 1941 года лейтенант Петров вместе со своими товарищами сражался с захватчиками в районе Владимир-Волынского, Ковеля, Луцка, Малина и Чернобыля. С боями вырывался из окружения под Киевом, что удалось далеко не всем участникам того сражения. Орденами в 1941 году награждали скупо, поэтому единственной наградой Петрова за эти тяжелые бои стало досрочное присвоение очередного воинского звания старший лейтенант.
В том же 1941 году он был назначен в ИПТАП — истребительный противотанковый артиллерийский полк. По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, службу в ИПТАПе сравнивали с кромешным адом. Редко когда стрельба по танкам противника прямой наводкой заканчивалась без потерь в батареях. Ведь именно противотанкисты первыми встречали врага, находясь на передовой, они вели огневые дуэли с бронированными машинами противника.
Зимой — весной 1942 года на долю старшего лейтенанта Петрова выпали тяжелые бои под Харьковом. Именно благодаря личному мужеству, находчивости и выдержке Петров сумел вывести свою батарею (личный состав вместе с тяжелой техникой) из Харьковского котла с минимальными потерями.
О комбате Василии Петрове заговорили после вошедшей во фронтовые легенды переправе через подожженный и разбитый немецкими бомбардировщиками мост на реке Дон. Батарея сумела быстро развернуться и отразить атаку немецких танков на осуществлявшуюся переправу.
Спустя год, во время битвы за Днепр, капитану Василию Петрову удалось повторить то же, что и при переправе через Дон. В районе села Чеберяки советские части подошли к реке Сула. Гитлеровские саперы не успели взорвать мост через реку, и его с неба атаковали «юнкерсы». В мост попало несколько бомб, он загорелся — переправиться казалось невозможно. Но в пламя пожара ринулась колонна артиллерии. Как только последняя машина с пушкой проскочила мост, он рухнул.
В командирской машине через пламя колонну вел капитан Петров. Он приказал своим солдатам надеть противогазы, и сам первый въехал в огненную пучину. Под сильной бомбежкой с воздуха и артогнем противника быстро и без потерь Петров сумел организовать переправу трех батарей через реку Сула.
Через два часа после переправы батареи подверглись контратаке 13 танков и батальона пехоты. Быстро оценив обстановку, капитан Петров подпустил противника на 500–600 метров, после чего открыл огонь из всех орудий. В результате артиллеристы подбили 7 немецких танков и уничтожили до двух рот пехоты. Атака гитлеровцев захлебнулась.
Нашли в морге
Военным историкам известно о многих подвигах уроженца Приазовья. Остановлюсь лишь на некоторых. Из истории Великой Отечественной войны мы знаем, что Букринский плацдарм в 1943 году сыграл важную роль в освобождении Киева от фашистов.
23 сентября 1943 года, замещая выбывшего из строя командира полка, Петров силами и средствами полка первым в бригаде за одну ночь быстро и умело форсировал Днепр, переправив через реку материальную часть, личный состав и боеприпасы. Его батареи заняли боевой порядок и прочно удерживали плацдарм, отражая атаки противника. Именно орудия Петрова стали первой артиллерией Букринского плацдарма.
1 октября 1943 года при очередной танковой атаке немцев Василий Петров находился в боевых порядках 1-й и 2-й батарей, лично руководил их огнем. Как указывается в наградных документах, под непосредственным руководством капитана Петрова артиллеристы подбили 4 танка и уничтожили 2 шестиствольных миномета гитлеровцев.
Когда в 3-м расчете 1-й батареи немцы своим огнем вывели из строя весь личный состав, Петров, вместе со своим ординарцем, сам стал к орудию. Вдвоем они продолжали вести огонь по противнику, смогли подбить фашистскую самоходку. Но в ходе боя прямым попаданием фашистского снаряда орудие было выведено из строя, Петров был тяжело ранен в обе руки.
Благодаря мужеству и отваге капитана Петрова, который сумел личным примером воодушевить бойцов и командиров полка, артиллеристы отразили 4 контратаки немцев на плацдарм.
Во второй книге воспоминаний Василия Степановича Петрова «Прошлое с нами» (глава «Они — герои моей судьбы») эти события изложены так:
«Осенью 1943 г., спасая товарища на одном из днепровских плацдармов, я был ранен. Это случилось около полуночи. Вокруг рвались беспрерывно снаряды, противник не прекращал интенсивный обстрел небольшого участка прибрежных круч, занятого накануне общими усилиями подразделений пехоты разных частей, куда высадились батареи 1850-го ИПТАП, командиром которого я состоял. Позади текла в осеннем многоводье широкая река. Я потерял много крови и был найден только к утру.
Последнее, что я запомнил в отсветах бризантных разрывов, — колючие стебли и лицо капитана Болелого, он лежал распростертый на краю воронки. Я поднял его, двинулся к телефонной линии, проложенной час назад между моим командным пунктом и командным пунктом командира 32-й ОИПТАБр РГК полковника Купина И. В. Он прибыл на плацдарм в сумерках. Прогрохотала серия бризантных разрывов. На меня обрушился удар страшной силы. Кажется, я устоял, пытался идти, но что-то неудержимо влекло к земле, я проваливался куда-то. И все».
Тяжелораненого капитана Петрова его товарищи доставили в Ковалин, где располагался медсанбат. На тот момент он был переполнен ранеными, и капитана-артиллериста как безнадежного не стали оперировать. По воспоминаниям самого героя, погибших было очень много, похоронная команда не успевала предавать тела земле, и их просто сносили к стенам разрушенных домов и в сараи. В один из таких сараев отнесли и Петрова, где он пролежал почти сутки.
Нашли его, благодаря поискам, которые были организованы командиром бригады. О тех событиях рассказали сослуживцы Петрова — полковник Купин и майор интендантской службы Галушко в документальном фильме «Генерал Петров», снятом режиссером Анатолием Слесаренко на Украинской студии документальных фильмов в 1973 году. Сам генерал Петров дополнил рассказ об этих событиях в интервью газете «Факты»:
«Когда командиру бригады доложили, что Петров отправлен в морг, полковник Купин приказал капитану Запольскому и майору интендантской службы Галушко немедленно отбыть в Ковалин, найти мое тело и доставить его в село Старое для похорон. На поиски ушли почти сутки, но приказ командира они так и не выполнили. Возвратившись на плацдарм, Галушко с Запольским доложили комбригу, что капитан Петров… уже похоронен. Но Купин отказывался верить в это. Он приказал офицерам вернуться в Ковалин и возобновить поиски моего тела.
В общем, среди умерших им, в конце концов, удалось отыскать меня. Обнаружив, что я жив, Галушко с Запольским вновь перенесли меня в санбат и, приставив пистолет к голове хирурга, потребовали сделать все, чтобы спасти мне жизнь. На размышление дали одну минуту. И тот рискнул сделать операцию, хотя честно предупредил моих товарищей: шанс выжить у раненого минимальный. Операция, однако, прошла успешно. А спустя несколько недель, где-то в конце ноября — начале декабря 43-го, на самолете У-2 меня доставили в Московский институт ортопедии и протезирования».
Но руки отважному артиллеристу спасти не удалось. Их пришлось ампутировать.
По рассказам очевидцев, проведенное в госпитале время Василий Степанович переживал очень тяжело. Доктора вспоминали, что он был тяжелым и вспыльчивым пациентом. Прежде всего, Петров страдал от страшных болей. Пытаясь заглушить физическую боль и душевные переживания, он выкуривал в сутки до ста папирос. Не обрадовала 22-летнего капитана даже новость о присвоении ему 24 декабря 1943 года за форсирование Днепра звания Героя Советского Союза. Петров находился в глубочайшей депрессии и был уверен, что жизнь потеряла всякий смысл. Он постоянно задавался вопросом, почему судьба к нему так жестока. Он вновь и вновь, до мельчайших подробностей, прокручивал в памяти тот день, когда произошла трагедия.
Из воспоминаний генерала Петрова:
«Конечно, — размышлял я, — можно было спрятаться, отсидеться. Но что подумали бы обо мне те, кто всегда видел во мне отважного воина, кто писал мне в госпиталь ободряющие письма? Да, я потерял руки. Но ведь главные качества — способность управлять боем и чувство собственного достоинства — я сохранил. Наверное, тогда я впервые осознал, что с мыслью о самоубийстве распрощался навсегда…»
И снова в бой
После курса лечения капитану Петрову предлагали перейти на партийную работу в должности второго секретаря одного из райкомов партии в Москве. Но он это предложение отклонил и продолжал бомбить кадровиков рапортами с просьбой о возвращении на фронт.
Просьбы безрукого Героя Советского Союза капитана Петрова дошли до Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. И по его личному решению весной 1944 года майор Петров вернулся в действующую армию на должность заместителя командира 248-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 11-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 52-й армии 1-го Украинского фронта.
После завершения Висло-Одерской наступательной операции в феврале 1945 года он был назначен командиром этого полка. О безруком майоре-артиллеристе Герое Советского Союза на фронте ходили легенды. Говорили, что он был сказочно храбр, а противотанковые батареи, которыми он командовал, оставляли после себя буквально кладбища из уничтоженной немецкой техники. При этом не все тогда верили, что легендарный майор существовал в действительности, однако жизнь порой оказывается удивительнее любых мифов и легенд.
Вот несколько фактов участия в боях командира 248-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка гвардии майора Василия Петрова в марте-апреле 1945 года.
9 марта 1945 года крупные силы немцев контратаковали в районе Поль-Грос-Нойкирх, их задачей было сбросить советские части с плацдарма на западном берегу реки Одер. В бою гвардии майор Петров, неоднократно рискуя своей жизнью, мужественно и умело руководил действиями полка, находясь в боевых порядках батарей под очень сильным пулеметным и артиллерийско-минометным огнем противника. В течение боя, который продолжался около двух часов, артиллеристы смогли отбить 5 немецких атак, не допустив противника к переправам. В бою полк уничтожил 9 танков и около 180 солдат и офицеров противника.
15 марта 1945 года в бою по прорыву немецкой обороны на западном берегу реки Одер Василий Петров снова проявил непреклонное мужество и высокий уровень оперативного руководства вверенным ему полком. Под его непосредственным руководством артиллеристы уничтожили 4 артиллерийских орудия, 13 огневых точек и до 120 гитлеровцев.
19 апреля 1945 года в ожесточенных боях с немцами в районе Ниски гвардии майор Василий Петров снова проявил себя геройски. Немцы, сосредоточив крупные силы танков и пехоты, предприняли ряд ощутимых атак в направлении шоссе Ротенбург — Ниски, стараясь перерезать дорогу, по которой советские части наступали на Дрезден.
С целью занятия более выгодного рубежа противотанковой обороны Петров повел в атаку две штурмовые батареи на населенный пункт, занятый немцами. Благодаря умелому и эффективному сочетанию огня орудий прямой наводкой с автоматно-пулеметным огнем орудийных расчетов, а также исключительной храбрости командира полка, удалось отбить у гитлеровцев населенный пункт Эдерниц-Вильгельминенталь, что позволило основным силам полка закрепиться на выгодном рубеже обороны.
Позднее немцы несколько раз переходили в контратаки, но полк, которым командовал Василий Степанович, их успешно отразил, уничтожив 8 танков и до 200 человек пехоты.
20 апреля 1945 года на боевые порядки полка наступало 16 танков и до батальона пехоты немцев. Лично руководя боем батарей, Василий Петров сумел отразить атаку противника, сорвав его замысел — перерезать шоссе на Дрезден. В этом бою полк сумел уничтожить еще 4 немецких танка.
Свой последний бой Великой Отечественной гвардии майор Петров провел 27 апреля 1945 года. В напряженный момент боя он лично поднял в атаку 1-й батальон 78-го стрелкового полка. В этом бою Василий Степанович вновь был тяжело ранен, на этот раз в обе ноги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии майор Петров Василий Степанович «за исключительные мужество и героизм, проявленные в боях», был удостоен второй медали «Золотая Звезда» (№ 6091).
После войны
По завершении Великой Отечественной войны, в порядке исключения, отмечая высокие заслуги отважного офицера, Иосиф Сталин подписал приказ о зачислении гвардии подполковника Василия Петрова в ряды Вооруженных Сил СССР пожизненно.
Находясь на военной службе, офицер, в середине пятидесятых годов прошлого века, успешно окончил заочно исторический факультет Львовского государственного университета им. Ивана Франко. Позже он успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Князь Бисмарк и возникновение Германской империи 1860–1871 годов».
Служба в мирное время и подъем по карьерной лестнице стоили ему больших трудов. И диссертацию, а позднее и мемуары он, безрукий инвалид, писал лично. Василий Степанович ежедневно трудился по 14–16 часов, свои записи вел карандашом, зажатым между зубами, позднее научился писать пальцами ног.
В 1963 году заместителю командира 35-й бригады оперативно-тактических ракет полковнику Петрову было присвоено воинское звание генерал-майор. Через пять лет, проходя службу в должности заместителя командующего артиллерией и ракетными войсками Прикарпатского военного округа, дважды Герой Советского Союза Василий Петров стал генерал-лейтенантом артиллерии.
Он написал 2 книги своих воспоминаний под общим названием «Прошлое с нами», и сделал это все без посторонней помощи.
После распада Советского Союза и образования независимой Украины Василий Степанович был оставлен на военной службе в Вооруженных силах Украины пожизненно, ему было присвоено звание генерал-полковника артиллерии ВС Украины.
Петров не пользовался лифтом, играл в футбол, совершал пробежки и делал по 1000 приседаний. За большой вклад в развитие сотрудничества армий дружественных государств и активное участие в воспитании молодежи стран Содружества Независимых Государств Указом Президента РФ от 25 августа 1992 года генерал Петров был награжден орденом Дружбы народов.
Уроженец Приазовья дважды Герой Советского Союза Василий Степанович Петров ушел из жизни 15 апреля 2003 года и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Здесь же установлен памятник герою, деньги на который собрали его сыновья.
Валерий ГРОМАК