Главная жертва — пассажир

Вокруг нового закона о такси продолжаются бурные споры в обществе

Главная жертва — пассажирПассажир желает доехать дешево, с комфортом и безопасно. Таксист хочет заработать на жизнь. Агрегатор — ободрать и того и другого как липку. А государство рассчитывает пополнить казну. Возможно ли удовлетворить все эти желания? Эксперты говорят: до тех пор, пока на этой поляне будет хозяйничать монополист «Яндекс», консенсус невозможен.

Эту горячую во всех отношениях тему наша газета уже поднимала. Но на сей раз мы решили узнать точку зрения о насущной проблеме самих таксистов, попросив изложить их мнение Николая Г., одного из представителей этой славной профессии, пожелавшего остаться не названным.

Водители, получающие заказы от сервиса «Яндекс.Такси», прекрасно знают, что агрегатору совершенно наплевать на их проблемы и все обращения в службу поддержки, просьбы оказать помощь попросту игнорируются. Лично я с этим постоянно сталкиваюсь, но уже довольно давно перестал искать справедливости в работе этого сервиса. Ее там нет.

Еще один удар — вступивший в силу с 1 сентября новый закон о такси. Нововведений много. Контроль за автопарками будет строже, а значит, без дорогого ОСАГО ездить не получится. Кроме того, появилась дополнительная страховка ответственности перевозчика. Такую оформляют транспортные компании, которые возят людей автобусами и другим транспортом. Она покрывает вред здоровью пассажиров в случае ДТП. Теперь такую будут оформлять и таксисты. Предполагается, что она будет стоить 5000 в год, но таксисты уверены, что со временем цены взлетят.

Главный тезис законотворцев: нужно обеспечить безопасность пассажиров. Но это закон не о безопасности, а просто чтобы государство получило свою копеечку. Я таксую на своей и более-менее слежу за авто. А товарищ таксует на машине автопарка, смена 12 часов, и говорит, что ходовая стучит так, как будто амортизаторы сейчас выскочат. Короче, просто жуть.

К чему приведет новый закон? Цены подскочат, а пассажиры будут ездить на гремящих, разбитых и неисправных машинах. Вот и вся безопасность, и вся арифметика.

Показуха, а не закон, как обычно. И это показатель понимания вопроса наших баснописцев-депутатов. Агрегатор, который держит 90% рынка, — а в РФ ведь есть антимонопольный комитет! — и тут не при делах. Так как проверкой всех этих бумажек-разрешений, лицензий, справок они заниматься по новому закону не обязаны. То есть ничего не изменилось! Более того, «Яндекс» — это IT-компания, и проверка ее запрещена до 2025 года.

Хотелось бы узнать, когда закон придумывали, головой думали или каким-то другим местом? Государство и агрегаторы в шоколаде, а Госдума радуется: мы победили, народ опять наказали! Налицо трогательное желание чиновников ограбить подработчиков, причем через ОСАГО. Неужели пенсионер, который таксует по выходным, рванет покупать ОСАГО за 80 тысяч? Все просто уйдут в тень, а официальное такси не сможет обеспечить вывоз с заказов.

Советы бывалого

В заключение своего монолога таксист Николай Г. дал несколько советов, как не стать жертвой недобросовестного собрата по профессии. Читайте, запоминайте и будьте внимательны.

* Едва ли не самый распространенный способ мошенничества — такси подъезжает к месту вызова, но водитель не сразу сообщает об этом клиенту. Более того, человек на своем смартфоне видит, что такси якобы находится в пути и надо подождать еще 10 минут.

Простояв бесплатный лимит, таксист сообщает клиенту о своем приезде. Человек едет, куда ему надо, а по итогам поездки получает увеличенный счет — в него включено превышение лимита бесплатного ожидания.

* Таксопарк, принимая заказ на вызов такси бюджетного класса, говорит, что сейчас нет дешевого такси, все автомобили заняты. Зато имеется комфорт-класс, но тариф подороже. Может в момент заказа не оказаться и такси «комфорт», но в наличии окажется «бизнес» или «премиум».

* В арсенале таксиста имеется и такой способ: он может добавить какие-то услуги и взять за них дополнительную плату. За то, что пассажир якобы взял с собой кошку (собаку), сноуборд, лыжи или другой груз, который пришлось положить в салон.

* Когда клиент кликает у себя на смартфоне на иконку, чтобы узнать, из чего складывается цена, то видит три пункта: тариф, повышенный спрос на такси в вашем районе и дополнительные услуги. Два последних пункта — очень сомнительны. Сознательное увеличение стоимости поездки — обычная практика агрегаторов. Повышающий коэффициент вводится на поездки для того, чтобы в данном районе все-таки было в наличии хотя бы какое-то количество такси. Дело в том, что при повышении стоимости поездки желающих заказать такси становится меньше, а при снижении стоимости в районе может не оказаться ни одного такси. В общем, накручивание счетчика агрегаторы объясняют заботой о людях.

* «Яндекс.Таксометр» (софт для водителей «Яндекс.Такси») позволяет водителю помимо заказов самого провайдера работать с заказами «от борта» — пойманными на улице. Водитель может создать для таких заказов любой тариф, который его устроит. Интерфейс ничем не будет отличаться от того, который и вы, и водитель видите, когда едете по заказу от «Яндекс.Такси». Но заплатите вы гораздо дороже, чем при поездке через «Яндекс».

* В комментариях к заказу прописывайте конечную точку, куда едете. Потому что подавляющее большинство водил не видят ее при приеме заказа. Это особенность «Яндекса». В этом случае такси придется искать немного дольше, но зато со 100%-ой гарантией, что уедете и не будет отмены заказа.

* Водитель «Яндекса» подает автомобиль и звонит вам: машина ждет. После того как вы подтвердили, что скоро выйдете, водитель отменяет заказ. На ваши вопросы, скорее всего, ответят, что это непорядок у провайдера. Даже если с водителя удержат комиссию за отмененный заказ, у него уже есть пассажир, готовый ехать именно с ним, и — это важно — у него больше нет цены, установленной провайдером.

Леонид КРУПСКИЙ

Send this to a friend