С этой целью я предпринял грандиозное и в меру рискованное путешествие на машине из Москвы до самого Стамбула
(Продолжение. Начало — в «НВ» №01)
9. Следующая станция… Батуми. Далее — Стамбул
Насмотревшись грузинских красот преимущественно «за счет» Мцхеты и его окрестностей, включая знаменитый храм Джвари и выдолбленный в скале подземный город Уплисцихе, мы взяли, наконец, курс на Турцию.
При этом твердо решили никуда больше не сворачивать, ибо, если продолжать путешествие в том же темпе, то до Стамбула мы доберемся, дай бог, к концу наступающего, 2023 года.
Точно также поступлю я и с описанием нашего необычного турне — не останавливаясь на мелочах, буду рассказывать о самом интересном. Для удобства чтения разделю этот репортаж на отдельные подглавки. Итак, поехали!
Последняя ночевка перед турецкой границей
Мы провели ее в грузинском городе Батуми — столице автономной республики Аджария. Это, как пишут в учебниках, основные морские ворота Грузии и ее главный курорт. Хотя в приморской зоне Аджарии расположены и другие, не менее известные города, как, например, Кобулети и Махинджаури, славящиеся санаторно-лечебными учреждениями времен СССР.
К городу подъехали в десятом часу. Тем не менее не стали заселяться в первую попавшуюся гостиницу, подбирали отель по принципу «поближе к пункту пропуска», чтобы назавтра отправиться туда с утра пораньше и не попасть в пробку.
Сразу скажу, что с выбором отеля нам страшно не повезло. Не помню его названия. Помню только, что единственный на все здание менеджер не говорил ни на русском, ни хотя бы на ломанном английском. Кое-как, на пальцах, удалось договориться о цене, после чего нас ждала новая напасть в виде жуткой холодины в номерах и отсутствия в них горячей воды. Наконец, с горем пополам отельер объяснил, что сейчас что-то там включит, и она, тепленькая, пойдет…
С тем и разошлись. А дождавшись таки горячей воды, оделись потеплее и легли спать, приняв как должное эту данность: межсезонье — оно и в Грузии межсезонье!
Пункт пропуска Сарпи
Расположенный в 15 км от Батуми, он встретил нас вереницей фур вперемешку с разнокалиберными легковушками, автобусами и маршрутками. Казалось, мы застрянем здесь навсегда. На самом деле, грузинский участок границы мы прошли довольно быстро, особенно мои пассажиры. Меня же (как водителя) на 10–15 минут задержали обычные формальности по досмотру багажа. Еще больше времени отняли у меня эти формальности на турецком КПП «Хопа», виной чему стала не столько процедура проверки документов, досмотра авто и пр., сколько незнание языка как с моей, так и с турецкой стороны. Мой хромой немецкий на уровне журфака МГУ помогал мало, английским я не владею совсем, ну а знатоков греческого, сколько езжу по заграницам, встречать еще не приходилось.
Но где наша не пропадала! Я ведь, не зная языков, уже несколько раз в одиночку, без переводчика и провожатого, летал в Китай, да еще с пересадками в огромных мегаполисах — Пекине и Шанхае. Так разве могу я после такого опыта застрять в какой-то Хопе?
В общем, границу в Турцию я прошел за 30 минут — считайте это своеобразным рекордом, особенно в сравнении с Верхним Ларсом, которые иные мои соотечественники в сентябре-октябре (это был пик переходов-переездов российско-грузинской границы) штурмовали часами, если не сутками.
Иными словами, мы не прошли, а пролетели границу. Мои пешие компаньоны, ожидавшие меня на небольшом пятачке у выезда из пункта пропуска, успели даже слегка продрогнуть от дувшего со стороны Черного моря ветерка — берег виднелся совсем рядом с КПП, метрах в 10–15-ти…
К Стамбулу — в сопровождении моря
Кстати, почти на всем протяжении трассы море будет сопровождать нас в пути. Только в некоторых местах мы, согласно подсказкам Клавы (приложение Яндекс-карты, к счастью, прекрасно работало до самого Стамбула), уходили влево, то взбираясь в горы, то спускаясь с них опять к морю.
Качество дорог в Турции — идеальное. Кажется, машина не едет, а скользит по асфальту и вот-вот взлетит. Посильную свою лепту в эту мягкую езду, думаю, вносила липучка, на которой перед выездом из Москвы, если помните, я остановил свой выбор, отказавшись от шипованной резины. Тогда, правда, мне мерещились горы, лавины, Крестовый перевал… Но все эти страсти далеко позади, рядом море и пальмы, еще вполне зеленые насаждения в горах — и никакого снега со льдом на дороге. А липучка несет меня вперед и ничем абсолютно не выдает, что она — зимняя.
Леонид АРИХ
Фото: социальная сеть
(Продолжение следует)