Осталось только составить список и не подавать взяточникам руки
Я тут вам сейчас одну вещь скажу, только вы не обижайтесь, ладно?
Президент провел очередное (сколько их уже было!) совещание по борьбе с коррупцией, выслушал очередные (радикальные и не очень) предложения и проекты. Одни сразу одобрил, над другими предложил еще подумать, над третьими…
А не все ли равно, что он будет делать с третьими – равно как со вторыми и первыми…
Да конечно же, все равно. И, кажется, даже сам президент это понимает.
Вот, например, что он говорит. «Когда я несколько лет назад впервые за последние годы поднял на самый высокий уровень обсуждение коррупции и настоял на принятии соответствующего блока законопроектов, ни у кого иллюзий не было, ни у меня, ни у общественности, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся». Я, правда, немного запутался с частицами «не», но главное – понял. Тем более, что дальше президент выразил ту же мысль совсем напрямую, в частности, пожаловался: никакого толку от массовой подачи чиновниками деклараций о доходах пока нет, «первая декларационная кампания дала почти нулевой эффект».
Во как, оказывается. Нулевой эффект… И не было у него, оказывается, иллюзий.
А у меня их нет и сейчас.
И знаете – почему?
Потому что самые лучшие отечественные идеи, самый успешный зарубежный опыт не помогут разглядеть никакого просвета в конце этого бесконечного туннеля. Пока те, с кем так отчаянно и безуспешно борются, не поверят, что делают это борцы всерьез, не понарошку, не для того, чтобы просто задурить еще раз мозги этой самой общественности, бабе, скажу откровенно, доверчивой и вздорной.
И ничего нового придумывать здесь, собственно говоря, не надо. Надо только не заламывать руки, не жаловаться, что нет каких-то механизмов, что-то не прописано в законах, чему-то мешает (как ее?) презумпция невиновности… Ах, какие мы вдруг деликатные и нежные!.. Губернатора снять за то, что правящая партия у него не набрала заслуживающих ее величия процентов, — можем, «лучшего министра финансов Европы» поганой метлой погнать за не к месту сказанное слово – пожалуйста, самого богатого олигарха страны посадить, за то что в Кремль в свитере явился, — ради Бога, в чем вопрос. А человека из года в год публикующего такие декларации о доходах, что народный артист России Жванецкий иззавидовался, просто взять и уволить – не получается. Хотя бы просто – уволить, даже не в суд, не в прокуратуру, просто – уволить, «по недоверию». Но чтобы все поняли: увольняют – именно за это, а не за что-то другое. Вот забыл упомянуть в декларации любимый квадрацикл, на котором на глазах всего мира раскатываешь в компании любимых друзей-байкеров, и – не взыщи, до свидания, даже на такой пост отыщем, подберем не такого забывчивого.
И все?
И все.
Но начинать, если ты, конечно, всерьез, надо именно с самых близких, самых дорогих. С партнеров по теннису, по бадминтону, с соседей по дачному кооперативу, со старинных друзей по университету, по резидентуре, по трудам неподъемным в одном кабинете в мэрии… ну, вы меня понимаете. И не переназначать при этом на четвертый срок губернатора, о котором, к сожалению, так много за предыдущие три срока злопыхатели понаговорили, а тот ни разу убедительно злопыхателей не опроверг. И раз уж я тут всуе слово «прокуратура» произнес, проследить, чтобы хоть в замах генерального не оставался так долго человек, чье имя фигурирует в каждой грязной истории, где какая грязь – он, всюду он, всюду его подпись, его распоряжения. И сам генеральный, на которого так много надежд в очередной раз возлагает президент, пусть бы сначала объяснился хотя бы по некоторым впрямую заданным вопросам, хотя бы о сыне, это у нас сын за отца не отвечает, а отец за сына – увы и ах – должен, тем более – такой отец…
Скажете, так всеми кадрами пробросаешься, работать не с кем будет? Ну, не знаю, не знаю… Придется, значит, других набрать, страна у нас огромная, талантливого народу без счету. Или (если не получается) уступить место кому-то, у кого в друзьях да знакомых (по кооперативу, университету, резидентуре) еще имеются люди с еще не запачканной репутацией. Выборы в нормальных странах, кстати, для этого регулярно и проводят, и не сравнивают их при этом с Бородинской битвой за «стабильность».
Ну, вот, собственно, и все. Повторю свой простенький рецепт, раз уж меня не позвали в гаишный «Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения», где президент проводил это самое антикоррупционное совещание. Даже – два рецепта.
1. Постарайтесь убедить тех, с кем решили побороться, что делаете это не понарошку.
2. Начните с ближних.
Нет, двух рецептов мало.
Третий: самим борцам не давать повода для упрека – в собственный адрес.
И все.
Есть и принципиально другой путь. Его еще в 2008 году презентовал тогдашний депутат Думы, мой любимый политический (и любой другой) мыслитель Сергей Марков. Этот уже тогда, на таком же совещании, выступил с принципиальным предложением: объявить коррупционерам бойкот, написать список взяточников и не подавать им руки. Предложение, как написал тогда же мой коллега, разрядило напряженную обстановку на совещании, и эксперты от души посмеялись.
Не хотите пользоваться моими советами, пользуйтесь этим.
Желаю удачи.
Павел ГУТИОНТОВ