С демографией не шутят

Неужели семье только и осталось, что зубы вместе чистить?

 

Ученые кафедры социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова пришли к выводу, что через полвека население Европы сократится наполовину. И никакие миграционные процессы не способны остановить эту катастрофическую депопуляцию. Открытие тянет на сенсацию.

 

За комментариями я отправился к одному из авторов этого леденящего душу прогноза, ведущему фамилисту (от английского a family — семья) и демографу России, доктору философских наук, заслуженному профессору, заведующему кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолию АНТОНОВУ.

Анатолий Иванович — автор десятков монографий и учебников, изданных в США, Франции, ФРГ, Китае… Его перу принадлежат свыше 300 научных статей о семье и демографии. Он лауреат социологической премии имени Питирима Сорокина, действительный член Международной академии прогнозирования…

Словом, человек, для которого не существует семейных тайн.

Причина такой всемирной депопуляции в том, считает Антонов, что в мире (особенно в Европе) идет разрушение института семьи. Института семьи, как такового.

— Люди стали забывать (а может быть, и не знали этого), что семья — самое великое «изобретение» человечества. Семья — это все. Так было во все времена. Это основной кит, на котором держится земля. Государство и церковь — вспомогательные институты семьи. — Говорит профессор Антонов. — Вся история человечества — это история общества, основанного на семейной экономике. Обычно считается, что капитализм с неба свалился, как гениальное изобретение. На самом деле капитализм был открыт внутри семейной мануфактуры. Конвейер был придуман в расширенной семье. Семья породила капитализм, который в итоге семьи и разрушил.

Профессор Антонов привел простой и наглядный пример. Именно в большой крестьянской семье (ученые называют такую семью расширенной), когда и деды, и дети, внуки, и правнуки… жили под одной крышей, один кроил голенища, другой мастерил каблуки, третий вырезал стельки, четвертый ладил подошву, пятый доводил сапог до ума.

— Вся история человечества — это история развития семьи. — Категоричен Антонов.

С российскими социологами согласен и американский семьевед Бриджит Бергер, которая тоже пришла к выводу, что «индустриальная семья» предшествует появлению капитализма и капиталистической цивилизации. Словом, капитализм порожден семьей, говорят фамилисты.

Но и капитализм же со временем и вытянул из семьи сначала мужчин, потом старших братьев, потом женщин, а кое-где и детей. (Я намеренно упрощаю схему, чтобы уточнить мысль. — Авт.).

— Семье только и осталось, что зубы вместе чистить, — с грустной улыбкой резюмировал Антонов.

Ученый считает, что современная семья не выполняет свои основные функции — воспроизводство населения, рождение детей и их воспитание. Люди рожают детей не ради процесса деторождения, считают социологи МГУ, а для того, чтобы как-то продлить себя в детях и в социокультурном смысле.

Первой депопулировать стала благополучная Германия — где-то с 50–60-х годов прошлого века. Для того, чтобы население Европы не уменьшалось, женщины Франции, Германии, Великобритании, Испании (далее — по списку) должны рожать за жизнь в среднем по 2,2 ребенка. Сейчас эта цифра не превышает 1,4–1,5 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь.

— Полуторадетная Европа — это сокращение численности Европы через 50 лет ровно в два раза, — выносит старушке Европе свой приговор Анатолий Иванович.

Много кричали о перенаселенности планеты. Приводили цифры — мол, совсем недавно население планеты было 6 млрд. человек, скоро будет 7 с половиной. Что мы все вымрем от перенаселения. Самый знаменитый паникер американец Пол Эрлих предрекал гибель человечества от голода, войн и нищеты в 70-м году прошлого века. Когда он понял, что его горе-прогнозы не сбылись, Эрлих перенес гибель цивилизации на начало текущего века. Самое смешное (дай ему, Бог, здоровья!) что сам Пол Эрлих до сих пор жив-здоров.

Профессор Антонов утверждает, что численность населения планеты растет сильно затухающим темпом и достигнет предела в 9 млрд. человек (плюс-минус 200 млн.) к 2060–70-му годам. Потом население Земли начнет быстро убывать. К середине века и население Азии и Африки, как и в Европе, станет малодетным.

Суммарный коэффициент рождаемости в странах Азии, Африки, Латинской Америки равен где-то 2,7 (в Европе, напомним, 1,4–1,5), а совсем недавно было 4–5–6 детей на одну женщину. Прогнозы подсказывают, что потенциал, накопленный в возрастной структуре стран Азии и Африки, закончится к 50-му году нашего века. У них рождаемость пойдет на спад. Число детей будет меньше двух, численность населения будет убывать, как в Европе.

А Европа (к которой относится и Россия), Северная Америка депопулируют широким шагом. 50 лет назад развитый мир насчитывал полтора миллиарда человек, сейчас — 1,15 млрд. человек. Главная причина депопуляции, повторяет Антонов, радикальное изменение института семьи в человеческом обществе. Бред, когда на Западе считают семьей живущих вместе гомосексуалистов. Или даму с розовым попугайчиком в клетке. Или бабушку с таксой…

Это, так называемые, гендерно-феминистские течения в социологии и демографии. Они специально придуманы для того, чтобы из крепости, какой считалась нормальная семья, сделать руины.

— В России, к сожалению, демографическая картина не многим лучше. Наша интеллектуальная, политическая элита высокомерно считает проблемы семьи второстепенными, и даже третьестепенными. Занимается, как ей кажется, более злободневными вещами, не замечая, что демографические процессы имеют невероятно сильную инерцию, — с горечью говорит Антонов. — Вспомните невероятный прокол Хрущева, который обещал построить коммунизм к 80-му году прошлого века. Хорошо, до кого-то в ЦК дошло, что коммунизм, оказывается, строится на костях. В это время смертность в Союзе увеличивалась и перекрывала рождаемость.

В России 2/3 семей ограничились воспитанием одного ребенка. Менее трети семей имеют двоих детей. И только шесть процентов семей воспитывают трех и более своих детей. (Речь только о семьях с детьми. Бездетные семьи вообще не в счет).

Чтобы население России не уменьшалось, а оставалось на прежнем уровне, надо иметь по 2,2 ребенка на семью. Такой «график» выдерживают Чечня, Дагестан и Ингушетия. В этих республиках примерно треть семей воспитывает двоих детей, более трети семей имеет трех детей, 17 процентов семей Чечни, Дагестана и Ингушетии сподобились на четверых детей, а 2–3 процента и вовсе «замахнулись» на пятерых и более детей.

Это то, что сейчас нужно всей России, а не только перечисленным регионам.

 

Сергей РЫКОВ

cпециально для «НВ»

 

 

NB!

Профессор Антонов высказал свою версию развала Советского Союза. К краху страны, сказал Анатолий Иванович, привела система единственного ребенка, которая сложилась в стране в конце 60­х годов. Это был бунт выросших, окрепших подростков против старших.

— Младшие захотели быть взрослыми, настоящими, полноценными. Они захотели смести все, что ассоциируется со старшими, с дедушками­бабушками, которых они в глаза не видели, потому что бабушки­дедушки погибли на войне и загнулись на трудфронтах.

В стране сложилась система жизненных ценностей, где неприятие старших вылилось в политический переворот. Это был социокультурный переворот, но нашлись люди, которые на эту основу водрузили свое знамя. Семейно­демографический социо­культурный бунт кто­то здорово разыграл в свою пользу, — подытожил профессор.

 

s-demografiej-ne-shutyat

Оставьте коментарий

Send this to a friend