Торжество демократии или хитроумный расчет?

Похоже, Центризбирком действует по принципу «разом пусто, разом густо».

 

Мы-то с вами знаем: обычно ЦИК наотрез отказывает гражданам в проведении референдумов, находя предлагаемые вопросы несоответствующими законодательству. Сейчас же, в случае с пенсионной реформой, одобрил сразу несколько заявок.

С чего бы это?

 

Решение Центризбиркома объяснила его глава Элла Памфилова: «Наши граждане имеют конституционное право высказать свою позицию о том, какой должна быть пенсионная система в стране». Исходя из этого, ЦИК одобрил целый пяток заявок на референдум по пенсионному возрасту. Они пришли из разных регионов. Из Москвы — от кандидата в мэры столицы, эсера Ильи Свиридова. Подмосковья — от активистов Всероссийского объединения организаций по работе с многодетными семьями. Алтайского края — от КПРФ. Кроме того, благосклонную реакцию ЦИК вызвали вопросы, присланные инициативными группами физлиц из Нижегородской и Вологодской областей.

Варианты вопросов отличаются друг от друга, но основной смысл один и тот же: согласны ли россияне с тем, что возраст, установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 г., достигнув которого граждане получают право на назначение пенсии по старости, меняться не должен?

Изучив заявки из указанных регионов, Центризбирком пришел к выводу, что предложенные формулировки соответствуют требованиям закона. Элла Памфилова заявила, что в Комиссии «не ожидали такой активности». «Если каждый будет изобретать сходный вопрос, а мы будем их штамповать, это девальвация идеи референдума. Кто от этого выиграет?», — задалась вопросом г-жа Памфилова. По ее словам, «чем больше будет групп, тем меньше вероятность, что хоть кто-то дойдет до референдума». «Объединяйтесь уже!», — воззвала председатель Центризбиркома.

Как бы то ни было, многих порадовал столь бурный всплеск гражданской активности граждан РФ. Как и подход Центризбиркома — впервые почти за четверть века комиссия одобрила сразу несколько вопросов для возможного вынесения на референдум.

Однако немало нашлось и тех, кого весь этот «пир демократии» погрузил в глубокую задумчивость. Первыми заявку на проведение референдума подали представители КПРФ. Сначала им ЦИК отказал, потом, когда появились альтернативные заявки, вопрос коммунистов был одобрен. Понятно, что чем больше заявок с вопросами, тем сильнее размывается инициатива крупнейшей оппозиционной партии. Тем сложнее ей становится за 45 дней собрать требуемые законом 2 млн подписей. Люди ведь могут отказать сборщикам подписей, ссылаясь на то, что уже подписались против реформы. «Кремлю выгодно разделять и распылять инициативу: чем больше вопросов у разных инициаторов, тем больше утрачивается цельность инициативы, коммунисты лишаются статуса главного борца, а сама идея референдума может уйти в пар», — считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Эксперты едины во мнении, что вероятность проведения референдума при любом раскладе зависит от власти. Если в Кремле по-прежнему уверены, что пенсионный возраст надо повышать, референдуму не бывать. Если же наверху решат иначе, плебисцит состоится. Россияне наверняка выскажутся против реформы. Тогда власть, сославшись на волю народа, спокойно и без потери лица отыграет назад.

Если референдум будет решено все-таки провести, власть получит мощный козырь. Кто же тогда посмеет упрекнуть ее в отказе от демократических ценностей? Референдум же, согласно статье 3 Конституции РФ, является высшим непосредственным выражением власти народа. Его итоги не может отменить никто, даже глава государства. Судьба пенсионной реформы в случае проведения референдума будет полностью зависеть от того, какой «приговор» ей вынесет народ России.

 

Игорь МИНАЕВ

 

NB!

 

КСТАТИ. На митингах, которые прошли 28 июля по всей России, около 3 млн человек поставили свои подписи за проведение всенародного референдума по поводу пенсионного возраста. Центризбирком признал не соответствующей требованиям закона формулировку вопроса, и в регионах начался процесс подготовки всенародного голосования, но уже с учетом всех норм действующего законодательства.

В итоге, на сегодняшний день «утвержденный» вопрос почти во всех поступивших в ЦИК заявках на референдум звучит примерно одинаково: «Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет) повышаться не должен?».

С другой стороны, вопрос слишком громоздкий для быстрого улавливания и в определенной степени даже смахивает на абракадабру. Но это, как говорится, уже другая тема.

 

Торжество демократии или хитроумный расчет?

Похожие статьи

Send this to a friend