Химическая карта геополитического пасьянса

Во всем мире продолжают комментировать так называемую химическую атаку в сирийской Думе. Инцидент произошел на фоне отравления Скрипалей и истерии в исполнении Терезы Мей и компании.

Но кто же на самом деле нанес химический удар по Думе, чьим был вертолет, и в чьих интересах это было сделано?

Попробуем поискать тех, кому это выгодно.

 

Дамаску?

После того, как на Западе поутихли требования непременно устранить Асада, была освобождена от ИГИЛ большая часть территории Сирии и страна получила некую надежду на мир и восстановление, сложно было бы представить, что сирийцы своими руками выльют бензин на практически потушенный пожар в своем доме. Президент Асад ни за что бы не согласился нарушить баланс и не пошел бы на химическую атаку.

Москве?

Обострение в Сирии ни в коей мере не отвечает интересам России. Соглашение о двух базах на территории этой страны стратегически нас полностью устраивает. Также нельзя допустить бредовую идею, что Россия решила потягаться силами с НАТО и США, да, практически, со всем миром. Нас устраивает мир и послевоенное урегулирование, гарантирующее наши стратегические интересы в регионе. Большая война в Сирии — это риск глобального столкновения, надо быть самоубийцами или сумасшедшими, чтобы хотеть этого.

Тегерану?

Страна имеет свои амбиции на Ближнем Востоке, но Иран ко всему еще обладает огромным экономическим потенциалом, снятие эмбарго и налаживание международной торговли гарантируют ему долгосрочное процветание. Иран не Северная Корея, и ему есть что терять. Демонизация Ирана — это всего лишь отзвук тех времен, когда он находился в международной изоляции.

ИГИЛу?

В случае окончания боевых действий и восстановления мира в Сирии силы, стоящие за ИГИЛ, теряют возможность продолжать «великий джихад» и обещать победу в Сирии своим сторонникам во всем мире, поддержку Запада. Становится невозможным само существование Исламского государства как символа, объединяющего радикальных мусульман в борьбе за «истинную» веру.

США?

В случае достижения стабилизации в Сирии многие стратегические планы США — доступ к углеводородам, региональное доминирование, мощное военное присутствие в регионе — рушатся. Наличие самостоятельного государства Сирия, военное присутствие России на ее территории, возможность резкого сближения Сирии и Ирана — все это неприемлемо для США. Заокеанских стратегов не устраивает стабилизация на Ближнем Востоке, возможное послевоенное объединение ряда стран региона, которые не смогли разрушить американские «миротворцы», под эгидой сотрудничества и взаимопомощи, создание в перспективе Ближневосточного союза, ориентированного на внутренний экономический рост и процветание. Это будет означать для США потерю контроля над богатейшим ресурсным ареалом.

Даже неподготовленному человеку ясен ответ на вопрос «Кому это выгодно»? Это выгодно ИГИЛ и США.

Штаты и НАТО получают карт-бланш на наказание Асада и его безусловное свержение, война в Сирии продолжается, перед ИГИЛ открываются новые перспективы. Но есть одно «но»: Россия заявляет, что не позволит НАТО и США провести военную операцию против Сирии. Вот тут-то и возникает реальная угроза того самого неядерного военного столкновения НАТО и России. Готовы ли к этому стороны, станет ясно в ближайшее время.

 

Рамиль ЛАТЫПОВ

директор Центра анализа террористических угроз

 

NB!

 

Центр анализа террористических угроз (ЦАТУ) с 2006 года осуществляет мониторинг по ключевым вопросам в области политических, экономических, межнациональных, межконфессиональных, социальных вызовов, угроз и конфликтов на территории стран бывшего СССР, Ближнего Востока и Центральной Азии. К работе Центра привлекаются российские и иностранные аналитики, консультанты и эксперты, способные объективно оценивать события, а также прогнозировать их дальнейшее развитие.

 

Химическая карта геополитического пасьянса

Похожие статьи

Send this to a friend