Русской матрешке приказали долго жить

Спецкор «НВ» бьет тревогу: чиновники от культуры вытесняют из культовых мест музеи и другие учреждения государственной важности.

 

Многие московские экскурсоводы до сих пор приводят группы туристов к старинному зданию в Леонтьевском переулке, 7, где долгие годы размещался единственный в своем роде музей русской матрешки. Увы, теперь такого музея в столице нет.

 

Срок аренды здания истек, и Минкульт РФ с помощью судебных приставов выселил культурное учреждение. Экспонаты куда-то исчезли, а в помещении разместились службы департамента имущественных отношений того же министерства.

Та же участь постигла Московский музей народной графики. Трагедия случилась, когда кому-то пришла в голову мысль об оптимизации процессов управления. На самом деле музей слили с музеем якобы наивного искусства и назвали новообразование «Музеем русского лубка и наивного искусства». Но представлен там не тот «наив», который вызывает теплую улыбку и приятные воспоминания. Под этот термин подогнали образцы маргинального искусства, комиксы, карикатуру и т.д. А где же русский лубок, прославившийся утонченной графикой и метким русским словцом?

Как рассказал вашему корреспонденту основатель Московского музея народной графики, а ныне президент Академии народного искусства России Виктор Петрович Пензин, за 25 лет существования его детища только в трех десятках зарубежных стран проведено несколько сотен выставок лучших образцов русского лубка. При этом не потрачено ни одного бюджетного рубля. Показателем же состояния нынешнего объединенного музея служит роспись под названием «Детская комната», на которой изображен стебель марихуаны. Когда автору указали на сомнительный орнамент, он ответил: «Это не марихуана, это… конопля».

Незавидна судьба многих народных промыслов. Хватило пяти лет, чтобы прекратил свое существование «Богородский резчик» в Сергиевом Посаде. От артели в 300 мастеров осталось два надомника.

Список потерь пополнил Государственный центр русского фольклора (ГРЦРФ). В 2016 году Минкульт лишил его статуса ФГБУ, сократил половину штата, в разы урезал финансирование, выселил из помещения и отправил вместе с библиотекой и уникальным архивом в подвал. А в октябре 17-го (вот уж неприятные параллели) решено переподчинить центр Государственному российскому дому народного творчества — организации, которая управляет сетью домов и дворцов культуры по всей России, но не занимается фольклористикой и не имеет никакого опыта в научной работе. Месяц спустя, по приказу министерства из здания начали вывозить архив, а это 170 000 единиц хранения — материалы экспедиций, книги, журналы и научные работы. Сотрудникам центра предложили уволиться «по собственному желанию».

Под нож чиновников пошли частная галерея «Дом Нащокина» и редакция журнала «Киносценарии». Скорее всего, кому-то приглянулся старинный особняк XVIII века в Воротниковском переулке. Из здания в Дегтярном переулке выселен НИИ Киноискусства ВГИКа. Под угрозой Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) на Пушечной улице. Департамент имущества Москвы сначала повысил аренду сразу с 6 до 31 млн рублей в год, а затем прислал ЦДРИ уведомление об отказе от договора аренды, заключенного в 1993 году, из-за мгновенно образовавшейся задолженности по арендной плате.

Фактически разгромленным оказался Институт культурного наследия им. Д.С. Лихачева. Не повезло Научно-мемориальному кабинету С.М. Эйзенштейна (филиал Музея кино), располагавшемуся в квартире на Смоленской улице в Москве. Теперь его фонды надо искать где-то на ВДНХ, в павильоне Мелиорации.

Однако наиболее вопиющим примером уничтожения культурного наследия стал разгром общественного Музея им. Н.К. Рериха в Москве. Располагался музей в исторической усадьбе Лопухиных, которая была предоставлена Международному Центру Рерихов в безвозмездное пользование. Под давлением федерального Министерства культуры, с использованием административного ресурса суд расторг договор. Решение суда даже не успело вступить в силу, а «вежливые люди» в масках ворвались в музей, выдворили силой персонал, а это в основном женщины преклонного возраста, не позволив им даже забрать сменную обувь.

Здание и имущество якобы передали во временное управление Государственному музею Востока. В депозитарии музея на тот момент хранилось порядка 900 картин и рисунков самого Николая Рериха, его сына Святослава, коллекции бронзы и индийской миниатюры, архив семьи художника и личные вещи, материалы научных экспедиций.

На сегодняшний день дорогостоящие стенды разбиты, хранилища пусты, стены музея голы. Куда все делось, неизвестно. Неужели каменные палаты — памятник архитектуры — тоже хотят превратить в коммерческую недвижимость?

 

Николай ОСИПОВ

 

NB!

 

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Накануне Дня работника культуры (отмечался 25 марта. — Ред.) в Москве собрался Международный съезд общественности. Выступившие на форуме деятели культуры и юристы приводили и другие примеры грубого разбазаривания национального достояния страны и выразили надежду, что после инаугурации у главы государства все-таки дойдут руки и до этих проблем. А пока они приняли резолюцию, призывающую объединиться всех обворованных и изгнанных для совместной обороны культурного пространства нашей страны.

 

Русской матрешке приказали долго житьРусской матрешке приказали долго жить

Send this to a friend