Россияне все острее реагируют на царящие в стране социальное неравенство и все меньше верят в силу Закона, единого для всех.
Итак, граждане России стали свидетелями не только очередного буйства на дорогах, но и последовавшего за ним торжества гуманизма. Столичный райсуд опять доказал: наш суд — самый добрый в мире. Естественно, к отдельно взятым особо богатым. Нельзя же просто так расточать гуманность — тогда ведь придется признать, что перед законом все равны.
Честно говоря, приговор Гагаринского райсуда столицы, который фактически оправдал Руслана Шамсуарова со товарищи, гонявших на дорогом авто с полным презрением к людям и правилам, меня не удивил. Совсем не удивил. С известного времени, когда прокурор Белгородской области Кондрашов сфальсифицировал на меня сразу три уголовных дела, а судья областного суда Кошманов привел процесс к вынесенному заранее приговору — и все ради того, чтобы оборвать мою журналистскую и депутатскую деятельность, — меня уже ничем не удивить…
А что, кто-то разве верил, что этих молодчиков и в самом деле накажут? Это при папе-то старшем вице-президенте нефтегазового гиганта «Лукойл»? Тем более, что бесящиеся с жиру «детки» хоть и носились на бешеной скорости по улицам, тротуарам и детским площадкам, но никого не убили и «даже» не искалечили.
Ну, и за что их наказывать, сажать в тюрьму, как требовало гособвинение? За веселый нрав? За желание доставить радость себе и другим? Они транслировали свои гонки с преследованиями в интернет, на их пьяный мат и издевательский смех посмотрела едва не вся страна. В конце концов, самое большое, на что согласился Азат Шамсуаров, так это считать невинное развлечение сынули, возвращавшегося в пять утра из ночного клуба, «маленьким недоразумением».
А чужие судьбы всех этих новоявленных хозяев наших жизней не волновали никогда.
Ни для кого из нас не секрет, что коррупция поразила, словно раковая опухоль в последней стадии, все структуры Государства Российского. Да и может ли быть по-другому в эпоху построения капиталистического общества? Особо и вбивать в головы, что человек человеку — больше не друг, не товарищ и брат, а совсем наоборот, даже не пришлось. Суровая реальность заставила усвоить мгновенно: если у тебя нет денег, много денег, по-настоящему очень много денег, ты в этой стране — никто.
Тогда можно твоего ребенка ударить разрядом электрошокера — охраннику в столичной «Пятерочке» показалось, что 7-летний мальчик украл мороженое. Ударил малыша и бросил валяться на полу до приезда «скорой». Его увезли в больницу с диагнозом «электротравма». Ребенок пришел в магазин за хлебом один — у него нет охранников, как у сынка Шамсуарова.
81-летнюю женщину можно от безделья, чтобы покуражиться, обвинить в попытке украсть пачку масла в магазине «Магнит» миллиардера Галицкого. Полицейским можно схватить старушку и приволочь в полицию, где она и скончалась. Так случилось с Раузой Галимовой в Кронштадте. Она ребенком пережила блокаду Ленинграда, а пережить новый порядок не смогла… У блокадницы не было прислуги, не было охранников, как у 20-летнего сынка Шамсуарова. Которого, кстати, после составления протокола никому и в голову не пришло задержать и отправить в кутузку!
А на одинокую 92-летнюю Зинаиду Зеленкову, всю Великую Отечественную войну тяжело и много работавшую в тылу, отмеченную наградами, власти Ярославля просто не обращают внимания. Они отказываются переселить ее из комнаты в ветхом доме с удобствами на улице — у них денег нет. Да и дом ведь не рухнул еще. И есть надежда, что ветеран вперед умрет…
Не потому ли у нас и нет денег на ветеранов, которые спустя более 70 лет после войны не имеют достойного их жилья, нет на стипендии студентам, нет на пенсии старикам, нет на детские пособия, что маленькая кучка сограждан имеет слишком много?! Сынок Шамсуарова в этой жизни палец о палец не ударил, не служил в армии, нигде не работает и не учится (два престижных вуза Москвы отказались признать его своим студентом) и при этом живет в роскошных условиях, имеет свой автопарк, который оценивают в 40 миллионов рублей…
Экономику России признали самой несправедливой в мире: 88 процентов богатств принадлежат всего лишь 127 тысячам нуворишей. Вот и считайте, что остается на долю остальных 145 с лишним миллионов… И богатеям этим можно все!
Судья Ольга Зельдина в своем приговоре сидевшего за рулем (!) вообще оправдала, двум другим дала аж по 300 часов исправительных работ. И то удивительно, как на это решились! Дикие гонки случились еще 22 мая, задержали Шамсуарова только через неделю, когда скандал обрел всероссийский размах, а суд прошел только в октябре. Долго готовились…
Как ни странно, единственным наказанным за преступление оказался… дорогой автомобиль (11 миллионов рублей), отлученный от родного стойла. Его конфисковали. Можно подумать, он сам рулил, куда хотел, сам создавал опасные ситуации на дорогах и издевался над гаишниками, уходя от погони шести патрульных машин… Как это еще судья Зельдина не признала пьяную компанию, сидевшую в нем, жертвами взбесившегося внедорожника, а?
Однако даже эту малость т.н. «золотая молодежь», а попросту говоря наглые тунеядцы, «стерпеть» не смогли. Они публично предъявили ультиматум: или возвращаете Gelandewagen, или мы обвиним полицию в вымогательстве 500 тысяч долларов за невозбуждение уголовного дела!
Прокурор, который требовал для гоп-компании реальных сроков в колонии (Шамсуарову и Маджидову по 2 года 1 месяцу, Ускову — 2 года 7 месяцев), сразу после суда 17 октября заявил журналистам: с приговором не согласны, их исправление невозможно без наказания, связанного с лишением свободы. И спустя несколько дней приговор был обжалован.
И нельзя в этой истории не выделить особо еще один момент.
Шамсуаров-папа получил место в правлении «Лукойла» после громкого опять-таки на всю страну скандала с Анатолием Барковым. Тот в прямом и самом страшном смысле слова оказался хозяином чужих жизней. В феврале 2010 года Барков и его шофер стали виновниками гибели двух человек — на Ленинском проспекте они врезались в машину, в которой ехали две женщины, известный акушер-гинеколог и ее невестка, тоже врач. Естественно, виновной объявили мертвую женщину.
А знаете, в каком суде разбиралось то дело? В Гагаринском районном. И кто тогда объявил свидетелей, утверждавших, что в аварии виновата машина Баркова, «не заслуживающими доверия»? Правильно, все та же судья Ольга Зельдина.
…Не так давно группа авторов из Высшей школы экономики опубликовала ученый труд под названием «Справедливость и неравенство в общественном сознании россиян». Только не подумайте, что со справедливостью у нас все обстоит нормально, а вот равенства наблюдается нехватка. Ошибочка вышла с названием. Надо было исследование назвать «Несправедливость и неравенство…».
Так вот ученые доказали: россияне все острей реагируют на социальное неравенство и несправедливость, царящие в стране. Абсолютное большинство выступает за общество социального равенства, под которым понимается прежде всего равенство возможностей и равенство всех перед законом. Однако веры, что так и будет, у людей нет.
Но ведь терпение может и лопнуть. Гроздья гнева созревают. И все новые истории с «золотой молодежью» процессы эти еще ускоряют. И все громче звучит вопрос: почему богатства, подаренные Природой всем россиянам, вдруг стали собственностью кучки нуворишей? Почему?!
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»