Почему один из самых экологичных видов общественного транспорта не спешат развивать в городах и весях страны?
Начнем с того, что накануне сразу в нескольких крупных населенных пунктах, в том числе Воронеже, Архангельске и Астрахани, трамвай ликвидировали. В Москве, напротив, его активно развивают, а некоторые маршруты — возрождают. Теплится надежда, что популярный электротранспорт сохранится в Курске, который считается одним из праотцов российского трамвая. Туда в поисках ответов на свои вопросы и отправился корреспондент «МН».
Хвалиться особенно нечем
120-летие со дня пуска курского трамвая (отмечалось в 2018 году. — Ред.) жители города встречали без особой радости — последние десять лет трамвайный парк пришел в упадок. Единственное, что немного скрасило юбилей — подарок мэра Москвы Сергея Собянина в виде 20 подержанных вагонов 71-619К, прошедших капитальный ремонт на трамвайно-ремонтном заводе. Прижились на курских улицах и десять чешских «Татр», также бывших в употреблении. Средний возраст вагонов, выходящих сегодня на линию, составляет порядка 30 лет. Впрочем, как отмечает местный краевед Илья Шпаков, даже таким старым экземплярам предыдущее руководство МУП «Курскэлектротранс» находило возможности давать вторую и даже третью жизнь.
Сегодня же, увы, хвалиться особенно нечем. Состояние, в которое за последние годы пришло предприятие, привело в недоумение даже Ксению Собчак. Посетившая Курск в рамках предвыборной президентской кампании, она решила прокатиться на трамвае, но прождала его на остановке не меньше получаса — столь длинными стали здесь интервалы между рейсами. И причина тут одна: нехватка вагонов.
«Одноглазый» курский
За любым городским имуществом, и трамвайный парк не исключение, требуется уход. Однако, судя по отзывам пассажиров, даже два десятка поступивших прошлой весной «собянинских» трамваев недополучают внимания. Дело дошло до того, что вагонам перестали даже менять перегоревшие лампочки. Речь ведь не о каком-то глобальном ремонте, даже не о покраске, хотя и это было бы не лишним.
Многие куряне и гости города обратили внимание, что чуть ли не у каждого перевозящего пассажиров трамвая не горит по крайней мере один фонарь, а то и все три. Возможно, противникам его сохранения выгодно представить неугодный «мешающий на дорогах» электротранспорт в худшем свете? Таким вопросом задаются пользователи общественного транспорта в соцсетях, где дебаты о будущем курского трамвая то затихают, то разгораются с новой силой.
— Создается ощущение, что трамваи специально выпускают из депо, не заменив фонари, тем самым усиливая ассоциацию с какой-то ненужной рухлядью или металлоломом, — убежден житель Курска Георгий Федоров. — Это старый прием, настраивающий людей на то, чтобы они сами захотели избавиться от электротранспорта, ошибочно считающегося обузой. Но мы совсем не хотим, чтобы трамваи убрали с наших улиц. Это было бы сравнимо с закрытием градообразующего предприятия.
Обеспокоенность горожан по поводу неработающей светотехники обусловлена еще и тем, что в темное время суток вагоны уже не так заметны, что создает опасность для пешеходов и других участников дорожного движения.
За разъяснением мы обратились непосредственно в «Курскэлектротранс».
Как оказалось, по Правилам технической эксплуатации трамвая, водитель на конечных станциях должен производить осмотр вагона, в том числе и работу световых приборов, а обо всех обнаруженных неисправностях докладывать центральному диспетчеру и делать соответствующую запись в «бортовом журнале».
— По ним замечания своевременно устраняются по возвращении вагона в депо, — отметил генеральный директор МУП «Курскэлектротранс» Виталий Наумов. — В настоящее время, в связи с поступившими жалобами, мы усилили контроль за работой трамвайных вагонов на линии, провели дополнительный инструктаж с водительским составом для исключения случаев работы поездов на линии с неработающими внешними световыми приборами.
Альтернативы нет?
По истечении некоторого времени после нашего обращения светотехнику действительно привели в порядок. Жаль, что устранение подобных недоработок не происходит без вмешательства извне, но и из той депрессивной ямы, в которую опустилось предприятие, без посторонней помощи ему уже не выбраться.
Усугубило ситуацию закрытие в Курске двух из трех имевшихся трамвайных депо, теперь в конце дня вагоны приходится гонять через весь город практически порожняком. Из девяти имевшихся маршрутов осталось всего четыре, но и они сокращаются — так, в 2018 году прекратилось пассажирское сообщение на участке в микрорайоне Волокно.
Опыт других городов показывает, что избавление от трамвая не решает проблему автомобильных пробок. А вот возрождение и популяризация этого транспорта способствует уменьшению загазованности от выхлопных газов. В Курске трамвай — не только экологичный, но и социальный транспорт, которым активно пользуются льготные категории граждан — пенсионеры и школьники. Кроме того, десятки курских улиц просто не имеют другой альтернативы.
Роман ДОРОЖНЫЙ
NB!
А КАК У НИХ?
После отказа в 1964 году от трамвайного сообщения ввиду дороговизны прокладки рельсов Греция вернулась к этому виду транспорта в канун Олимпийских игр. В дни Игр трамвай в Афинах работал круглосуточно и, к удивлению греческих властей, оказался не только самоокупаемым, но и прибыльным. Возможности прокладки трамвайных линий обсуждают сегодня и во втором по значению городе страны — Салониках.
Трамвай в Германии стал возрождаться в 50–60 годы, а его сегодняшние наследники — это урбанизированные городские трудяги из стали, алюминия и пластика. Курсирующие во всей своей красе на улицах Берлина, Франкфурта, Кельна и множества других городов Германии, вагоны на рельсах высокотехнологичны, комфортны, бесшумны и совершенно безопасны.
«Легкий поезд», как называют в Испании трамвай, перевозит до 180 пассажиров, причем без всякой толчеи и давки. Практичные испанцы выпускают на линии строенные составы, что значительно увеличивает их рентабельность. Внешне мадридский трамвай напоминает ультрасовременный лайнер с обтекаемыми формами и полной электронной «начинкой» внутри.
В первую трамвайную линию власти Мадрида инвестировали 180 миллионов евро, но уже после года эксплуатации решили расширить проект. Город стал заметно свободнее от чадящих автобусов, а пробки на дорогах значительно сократились. Примеру Мадрида последовали и другие города Испании.
Почти 65% пассажирских перевозок внутри Цюриха (финансовая столицы Швейцарии) осуществляются трамваями. До 30% пассажиров перевозится электровагонами в Женеве. Озабоченные загазованностью городов, швейцарские власти стимулируют интерес населения к использованию этого экологически безупречного транспорта. Специальные месячные проездные билеты дают право на бесплатные пересадки, а студенческие и туристические билеты предусматривают значительные скидки.
И еще: после почти полувекового перерыва именно трамвай стал возить пассажиров из швейцарского курортного города Базеля во Францию.