Чуть-чуть считается

Как Хрущев японцам Курилы было не передал.

 

Чуть-чуть считаетсяПервый месяц наступившего 2019 года выдался богатым на громкие политические события. Самым интригующим из них стало заявление Сергея Лаврова о начале переговоров по мирному договору между Россией и Японией. Будем надеяться, что Россия не допустит ошибки Н.С. Хрущева, который в 1955 году чуть было не передал Токио часть спорных Курильских островов.

 

Хитрые янки

 

Одной из главных претензий потомков ко времени правления Никиты Хрущева является передача Крыма УССР. Но это был не единственный случай попытки «разбазаривания» государственных земель. В частности Никита Сергеевич искренне считал, что подписание мирного договора с Японией важнее островов Южных Курил, на которые претендовала японская сторона. Сделка не состоялась лишь из-за жадности японцев и вероломной политики США.

Согласно официальной историографии, Вторая мировая война для Японии не закончилась в 1945 году. Юридически страна по-прежнему находилась в стадии войны со странами антигитлеровской коалиции. Но время шло, и к 1951 году встал вопрос о необходимости нормализации отношений с бывшими противниками путем подписания мирного договора. Поскольку наибольшие усилия в восстановлении страны и включении ее в свою военно-экономическую сферу влияния приложили США, то именно Вашингтон совместно с Лондоном первыми подписали мирный договор с Токио в 1951 году. Эпохальное событие состоялось в Сан-Франциско, где предварительно были оговорены все условия соглашения.

Возникает вопрос: почему СССР не присоединился к данному процессу? Дело в том, что Советский Союз, действительно, также пригласили для подписания мирного договора, вот только разработчики документа забыли учесть в документе интересы СССР и Китая, серьезно пострадавшего от действия японских войск в годы Второй мировой. Тем не менее, когда Москва потребовала, чтобы в документ были внесены необходимые поправки, ее слова были проигнорированы.

 

Двойные стандарты

 

К началу 1950-х годов холодная война между двумя супердержавами уже развернулась, и США старались нивелировать договоренности, достигнутые с советским правительством в годы Второй мировой. Особое неприятие у Вашингтона вызывали ялтинские договоренности о послевоенном разделе мира, что и нашло отражение в договоре 1951 года. Советский Союз настаивал, чтобы в документе было юридически однозначно зафиксировано признание полного суверенитета Москвы над бывшими японскими территориями, отошедшими к ней после 1945 года в рамках ялтинских договоренностей членов антигитлеровской коалиции. Как бы не так! Хитрые американцы, имевшие свои виды на дальнейшее использование островов Южных Курил внесли в договор крайне расплывчатую формулировку, оставлявшую лазейку для последующего возвращения остовов Японии. В Сан-францисском мирном договоре говорилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.».

Данная формулировка категорически не устраивала членов Советской делегации. Дипломаты справедливо указали на двусмысленность текста договора, в котором, с одной стороны, не были указаны конкретные названия островов, от которых отказывается Токио, а, с другой, не был оговорен выгодополучатель. После подписания подобного документа Япония могла оспорить его в любой удобный для нее момент.

Разумеется, советская делегация отказалась от подписания документа в данной трактовке. И правильно сделала! Ведь уже 20 марта 1952 года в Сенате США было официально заявлено, что подписание мирного договора с Токио не означает автоматического признания за СССР юридических прав на острова, являвшихся японской собственностью до 7 декабря 1941 года.

 

Военные базы преткновения

 

Возникает закономерный вопрос: зачем власти США с таким упорством пытались помешать подписанию мирного договора с учетом интересов СССР? Все просто: Вашингтон планировал в рамках набирающей обороты холодной войны со временем использовать спорные острова, находящиеся на стратегических направлениях в своих целях, организовав на них военные базы. Реальность данных планов США подтвердили подписанием одновременно с мирным договором второго аналогичного документа по безопасности. Его положения фактически передавали Японию под внешнее военно-политическое управление США, разрешая создавать в стране любые наземные, воздушные и морские базы министерства обороны США. Не удивительно, что И.В. Сталин проявил крайне жесткую позицию в данном вопросе. Вплоть до его смерти о подписании мирного договора на условиях японской стороны не могло быть и речи.

 

Дружба в обмен на острова

 

Как показала история, позиция И.В. Сталина оказалась абсолютно верной. Вскоре после подписания мирного договора между США и Японией, Токио заявил свои права на два острова Южных Курил — Хабомаи и Шитокан. При этом исследователи отмечают резкую поляризацию взглядов внутри самой Японии. С одной стороны, власти одновременно с размещением американских военных баз существенно усилили агрессивную риторику в адрес Советского Союза, а, с другой, в стране сформировалась группа политиков, которые настаивали на нормализации отношений с СССР и Китаем из-за опасения полного подчинения Токио политическому диктату Вашингтона. После года ожесточенных споров в 1952 году Токио взяло курс на сближение с СССР. В условиях наметившейся оттепели министр иностранных дел СССР В.М. Молотов и премьер-министр Японии Итиро Хатояма в 1955 году вернулись к обсуждению условий подписания мирного договора.

Переговоры между политиками двух стран проходили в Лондоне. Со стороны Советского Союза их возглавлял Яков Малик, бывший посол СССР в Японии в годы войны. Однако ходу переговорного процесса постоянно мешали представители США, в том числе по линии разведки, делая настойчивые попытки по его срыву. Поскольку министр иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу был настроен проамерикански и крайне негативно воспринимал восстановление дипломатических отношений с СССР, сложилась ситуация, когда все документы, протоколы и стенограммы переговоров по мирному договору попадали для ознакомления к американцам. В Москве об этом прекрасно знали, понимая, что без уступок японской стороне подписание мирного договора будет в очередной раз сорвано.

 

Щедрый подарок

 

Желая поскорее разрубить гордиев узел, Н.С. Хрущев неожиданно, как для собственного окружения, так и для японской стороны, принял решение о передаче Токио островов Хабомаи и Шитокан в обмен на подписание долгожданного документа. Во время очередной беседы Яков Малик несказанно обрадовал и одновременно удивил японских политиков в саду посольства в Лондоне, пообещав передать их стране спорные острова. Казалось бы, еще немного и мирный договор будет подписан.

Но чуда не произошло. Представители США, негласно участвуя в переговорах за спиной Токио, прекрасно понимали, что после подписания мирного договора с Москвой существенно снизится влияние Вашингтона на Токио, и США могут утратить возможность использовать территорию страны в интересах американских военных. Под сильнейшим давлением американцев на японское правительство Советский Союз вместо мирного договора получил новые требования для его подписания.

Если изначально Токио планировал добиваться возвращения лишь Шитокана и Хабомаи, то теперь японцы требовали возвращения всех Курил и Южного Сахалина. Пойти на это Москва, разумеется, не могла, и переговоры были свернуты. Американцы были в восторге.

Тем не менее, для закрепления успеха Госсекретарь США Джон Даллес в октябре 1955 года заявил, что сближение Японии и СССР станет непреодолимым препятствием для реализации программы экономической помощи США в восстановлении страны. Сигнал был услышан.

Но в данной ситуации проиграли лишь сами японцы. СССР сохранил себе острова, а США — политическое влияние и военные базы на территории Японии. Ни с чем осталось только Токио.

Сегодня ситуация близка к той, которая сложилась в 1955 году. Но думается, у нашего руководства хватит мудрости сохранить Курилы.

 

Дмитрий СОКОЛОВ

Похожие статьи

Send this to a friend