Создавая крупные перинатальные центры, следует не сокращать, а развивать и роддома эконом-класса, считают эксперты «НВ».
Эта встреча стала еще одним отголоском острой проблемы, рожденной, в свою очередь, пресловутой оптимизацией всего и вся. Впрочем, когда она проводится с умом, а не с наскока, то и отдача полезная. А когда реформа проводится ради реформы или ради галочки в отчете — жди беды.
К сожалению, именно такой — негативный — характер приняла оптимизация российских роддомов. В угоду появившимся в последнее время веяниям, регионы бросились строить крупные перинатальные центры, намереваясь тем самым, якобы, снизить младенческую смертность. А вышло с точностью до наоборот — в отдельных местностях статистика смертей новорожденных поползла вверх.
Так, в новом перинатальном центре Орла за две недели января 2016 года умерли сразу восемь младенцев.
Но больше всего не повезло перинатальному центру Брянска. Начав работать 7 марта 2017 года, он только за первые три месяца пережил 11 смертей новорожденных. По этому факту Следственный комитет России по Брянской области возбудил уголовное дело по статье «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц». Выявлено множество вопросов к подрядчику, выполнявшему работы по строительству этого перинатального центра.
Казалось бы, эта печальная статистика должна была отрезвить особо горячие головы. Ан нет. В текущем году Архангельская область планирует избавиться от 15 родильных отделений из 25-ти действующих. Почему? — спрашивается. «В связи с грядущим открытием перинатального центра», — ответят вам во властных структурах региона. Хотя нет никаких гарантий, что один большой роддом заменит десятки роддомов в маленьких населенных пунктах и (постучим по дереву) выше приведенные трагедии не повторятся.
Именно об этом шел разговор, закоперщиком которого стал Центр социальных и политических исследований «Аспект».
«То, что происходит в здравоохранении Брянской области, требует самого пристального внимания», — считает председатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Александр Куприянов. По его словам, в регионе просто замалчиваются случаи детской смертности, по уровню которой Брянщина обогнала соседние Воронежскую, Белгородскую и Курскую области.
Александр Куприянов напомнил, что роковую роль в судьбе Брянского перинатального центра сыграла поспешность, с которой его открывали. Мало того, что центр построили на месте бывшего морга. Его приняли за один день, чтобы успеть сделать подарок женщинам к 8 марта, но получили то, что получили…
Как рассказала, в свою очередь, руководитель группы пострадавших матерей Брянска Марина Амиранашвили, в настоящее время причины смерти новорожденных неясны, а с предварительными выводами врачей пострадавшие не согласны.
— Смерть младенца в роддоме 21-го века — это, конечно, нонсенс, — говорит председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. — Но коль такие случаи имеют место, должны быть установлены виновники. И не просто установлены, а наказаны по всей строгости закона, окажутся ли ими строители, допустившие преступную халатность, или чиновники от медицины, принявшие в эксплуатацию объект с недоделками.
При этом и Волынец, и глава Центра социальных и политических исследований «Аспект», и другие участники состоявшегося разговора не считают, что после случившегося строительство крупных перинатальных центров следует ограничить или, тем паче, свернуть. «Пусть строят на здоровье детям! — восклицает Ирина Волынец. — Но и малые родильные отделения при этом не трогают. А то ведь, чтобы попасть в крупный перинатальный центр по бездорожью, иной роженице впору танк нанимать.
— Перинатальные центры демонстрируют высокий уровень возможностей помочь как будущим мамам, так и роженицам, — считает Георгий Федоров. — Тем печальнее, когда в этих современных медучреждениях гибнут дети. Проблему демографии надо решать комплексно. Здесь известный закон физики — если где-то убывает, значит где-то прибывает — к сожалению, не работает. Создавая перинатальные центры, следует параллельно развивать и роддома эконом-класса. Такая оптимизация точно принесет больше пользы, чем вреда.
Петр АДАМОВ