Накануне весны специалисты-аграрники предупреждают: прежде чем что-то сажать в землю, следует сто раз подумать, как это делать
Мнения ученых и представителей аграрного сектора экономики корреспондент «НВ» собрал в кулуарах Зернового форума, прошедшего на ВДНХ. А тон в этом актуальном разговоре задал руководитель секции растениеводства, защиты и биотехнологии растений Отделения сельскохозяйственных наук РАН, академик В.М. Косолапов.
Как отметил Владимир Михайлович, в производстве и использовании зерна отсутствует адресность. Свою мысль он проиллюстрировал следующими цифрами. В 90-е годы потребность в фуражном зерне составляла 80 млн тонн при поголовье скота 22 миллиона. Сегодня эти показатели в два раза ниже. Если иметь в виду, что в прошлом году собран рекордный урожай зерновых в 134 млн тонн, а хлебопекарной промышленности нужно не более 18 млн тонн, возникает опасность неэффективного использования пшеницы даже при наращивании объемов экспорта. Как выразился академик, «кормить овец зерном — свинство».
Косолапов напомнил, что только в минувшем году учеными и специалистами отделения сельхознаук РАН было создано 285 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. Что важно — каждый сорт приспособлен к конкретным климатическим либо почвенным условиям.
Заниматься этой работой важно в силу того, что собственными сортами мы полностью обеспечены лишь по гречихе, рису и просу. По другим культурам семена в тех или иных объемах приходится завозить.
При этом, подчеркивает академик Косолапов, устойчивая связь между создателями новых сортов и сельхозпроизводителями отсутствует, а профильное министерство не справляется с функциями связующего звена. В результате отстает научное обеспечение производств. А нередко и вовсе сажают те культуры, которые выгодно сегодня продать подороже.
Свой взгляд на существующие в аграрном секторе проблемы у президента Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий А.И. Гуревича. «В стране ежегодно производится 15 млн тонн муки, для чего требуется 18 млн тонн зерна, — отметил Аркадий Иосифович. — Но в силу отсутствия зернового и исполнительного баланса по культурам образуются излишки, а макароны приходится производить еще по советским ГОСТам из мягких сортов пшеницы. Наблюдается перепроизводство гречки, которое, скорее всего, сменится дефицитом. К тому же и кормить зерном некого, поскольку поголовье скота сокращается».
Казалось бы, рекордный урожай на руку мукомолам. Но не все так просто. Отрасль теряет поставщиков, потому что желающих продавать зерно по низким ценам мало. Если верить президенту отраслевого союза, то и основная налоговая нагрузка ложится как раз на мукомолов, ведь их проконтролировать легче, чем многочисленных посредников.
Поддержать уровень цен, по мнению А. Гуревича, можно через государственные субсидии банкам, которые кредитовали бы мукомолов, а те в свою очередь закупали на рынке до 3 млн тонн зерна ежемесячно. На такую операцию потребовалось бы из бюджета не более 700 млн рублей.
Что касается экспортной политики, то здесь, как считает Гуревич, тоже наблюдается известный дисбаланс. При наших урожаях и намолотах Россия экспортирует всего 200 тыс. тонн муки. Для сравнения: Казахстан — 4 млн тонн, а Турция — 5 млн тонн муки, смолотой зачастую из нашего зерна. И еще он обратил внимание на то, что Европа ввела заградительные пошлины на ввоз популярных у сторонников здорового питания хлопьев — кукурузных, овсяных и пр. Чем не повод заполнить внутренний рынок? Увы, на полках наших магазинов преимущественно импорт.
Отдельно президент отраслевого союза остановился на технологических свойствах поступающего мукомолам зерна. Практика показывает, что Северный Кавказ перестал быть поставщиком мукомольной пшеницы. Зерно 1-го класса там больше не выращивают — экономически не выгодно. Такая же ситуация с рожью. Сейчас проще найти ржаную муку из Беларуси, чем отечественную. Все упирается в отсутствие экономически обоснованного зернового баланса и стимулов. Муку высоких хлебопекарных качеств производят лишь в отдельных регионах, к каким относится и Оренбургская область.
Оценки А. Гуревича подтвердил представитель ФГБУ «Центр оценки качества зерна» А. Черенков. Под занавес минувшего года специалисты Центра обследовали 17 тыс. образцов зерна, то есть 50% собранного в 2017 году урожая. Пшеницы 1-го класса не нашли вообще, количество злака 2-го класса исчисляется жалкими тысячами тонн. Объем продовольственной пшеницы не превысил 30%. Ржи собрано в 1,4 раза меньше.
Качество осталось примерно на уровне предыдущего года. В ряде случаев фиксировалось высокое содержание в зерне сорных и минеральных примесей. Отмечено присутствие клопа-черепашки (чаще в ЮФО) и фузариоза.
Иными словами, прежде чем что-то сеять, следует сто раз подумать, как это делать. И об этом накануне весны лишний раз напомнили специалисты-аграрники.
Леонид ТИМОФЕЕВ
экономический обозреватель «НВ»