Здоровые легкие Москвы собираются принудительно подключить к искусственной вентиляции.
Именно так, переводя ситуацию на привычный в условиях Ковида язык, можно расценивать планы столичного правительства «благоустроить» еще сохранившиеся лесопарки столицы — те самые легкие Москвы. Спрашивается — ради чего?
ООПТ: руками не трогать!
Под скальпель новоявленных хирургов могут, в том числе, положить — причем принудительно — и такие известные островки живой природы, как Битцевский лес, лесопарки Кусково и Покровское-Стрешнево со статусом «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ). В переводе на понятный, а не чиновничий язык, этот статус, кто не в курсе, означает ровно одно: всякое антропогенное вмешательство человека в их природный ландшафт недопустимо, о чем свидетельствует и принятый в 2018 году Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Рассмотрим для примера тот же лесопарк «Покровское-Стрешнево», который в списке приговоренных к благоустройству объектов сам мэр обозначил как «наиболее сложный».
Раскрытая красная книга
Еще бы! Покровское-Стрешнево — веками сложившаяся экосистема с каскадом из семи прудов, реками Чернушка и Химки с населяющими ее бобрами и ондатрами, знаменитым родником «Царевна Лебедь» с многочисленными ключами, за живительной водой к которым ежедневно стекаются тысячи жителей близлежащих районов.
В парке общей площадью более 220 га сохранились прекрасный сосновый бор с деревьями, средний возраст которых составляет около 155 лет, живописные луга, а также редкие для Москвы травянистые растения: кубышка желтая, колокольчик широколистный и крапиволистный, хохлатка плотная, ландыш майский и другие, занесенные в «Красную книгу города Москвы». Здесь встречается около 50 видов птиц: соловей, кряква, большая синица, лазоревка, черный дрозд и др. Места не хватит, чтобы перечислить все богатство лесопарка!
Детские и спортивные площадки, велосипедные и пешеходные дорожки, мостовые переходы и настилы со смотровыми отводами, домики и навесы для любителей настольных игр, фонтаны и скамеечки — все это тоже имеется, причем в достаточно добротном состоянии.
Закон им не указ?
И вдруг мэрия заявляет, что «вся эта инфраструктура порядком устарела». А в качестве альтернативы системе, заложенной самой природой, предлагает «наполнить парк современной инфраструктурой для отдыха и развлечений», ссылаясь, якобы, на мнения и пожелания местных жителей (сколько живу рядом с парком, а это более 45 лет, не слышал, чтобы кто-то выражал какие-либо недовольства по данному поводу). При этом похоже, не принят во внимание горький опыт т. н. реабилитации каскада прудов, который имел место два-три года назад. Реализация этого проекта стоимостью 1,3 млрд. руб., привела, в частности, к уменьшению водообмена между прудами, результатом чего, по мнению общественного экологического инспектора Анны Оловягиной, и стало еще более интенсивное заболачивание и заиливание водоемов. Но тогда к требованиям общественности приостановить все работы в парке Покровское-Стрешнево, столичные власти, увы, не прислушались. Естественную береговую растительность заменили таки откосами из щебня и гальки, превратив, как считают специалисты, пока еще живые пруды с замкнутой экосистемой в безжизненные бассейны.
Теперь, не дав лесопарку и его обитателям опомниться после первого вмешательства, скороспешно затеяли второе, более масштабное. А дабы скрыть свои истинные намерения, не обещающие ни парку, ни отдыхающим в нем людям ничего хорошего, мэрия облекла задуманное в красивые одежды, назвав «концепцией под условным названием «Пять парков в одном».
Согласно документу, лесопарк «Покровское-Стрешнево», являющийся, кроме ООПТ, еще и природно-историческим парком (ПИП), будет разбит (и отнюдь не условно) на 5 зон. Здесь собираются полностью перестроить уже существующие и недавно реконструированные детские и спортивные площадки, пляжные и пикниковые точки. Планируется также проложить беговую дорожку со специальным покрытием, создать экстрим-парк, зоны воркаут и ремесленный двор, установить павильон велопроката, открыть лодочную станцию, построить летний кинотеатр, кафе и так далее, и тому подобное.
Чтобы обещания выглядели убедительнее, эскизы будущего рая, публикуемые на аффилированной правительству платформе «Активный гражданин», сопровождаются специально сделанными фотографиями якобы заброшенных участков парка, что в головах дилетантов не должно оставлять сомнений: задуманное правительством — просто сказка, за которую, дескать, невозможно не проголосовать.
Люди голосуют против
И люди голосуют. Но все больше — против планов правительства. Точнее — против задуманного глобального благоустройства и без того благоустроенных природных территорий, где можно отдохнуть от шумных городских улиц и площадей. И день ото дня это движение народных масс ширится, набирает протестные обороты. Защитники Битцевского леса объединяются с защитниками Покровско-Стрешневского лесопарка и Кусково, организуются соответствующие группы в социальных сетях, к которым все активнее примыкают экологи, дендрологи, почвоведы и другие специалисты, способные профессионально оценить последствия начертанных планов.
И хотя полный перечень предполагаемых работ по-прежнему за семью замками, кое-что защитникам лесопарка Покровское-Стрешнево выяснить удалось. Так, согласно акту государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) от 22 июня 2021 г., предметом которой стал Проект реставрации и приспособления для современного использования объекта культурного наследия регионального значения — усадьбы «Покровское-Глебово-Стрешнево», составляющей значительную часть всей территории ООПТ ПИП «Покровское-Стрешнево» (около 150 га), предполагается проведение работ, которые, как отмечает член рабочей группы при дирекции ООПТ ПИП «Покровское-Стрешнево» Анна Оловягина в своем отзыве о проекте, запрещены природоохранным законодательством. Их перечисление займет добрую половину этой статьи, поэтому ограничимся самыми вредоносными из них: устройство водоотводных лотков; установка бортового камня и подпорных стенок в зоне родников; прокладка инженерных коммуникаций… В случае реализации этих и других планов, как считает автор отзыва, меняется внешний вид ООПТ, запечатываются почвы, а павильоны развлекательного типа — кафе, велотрек, лодочная станция и др. — увеличивают рекреационную нагрузку на территорию.
Простыми словами, где кинотеатр и кафе, там, безусловно, и канализация, без которой такие объекты не построишь. Следовательно, придется рыть траншеи под трубопроводы, что, с учетом пофигизма строителей в лице гастарбайтеров, означает ровно одно: сохранившемуся ландшафту «дикого» лесопарка придет полный капец!
Такая же, по-видимому, судьба ждет и другие лесопарки столицы, вошедшие в план благоустройства.
Дальше, надо полагать, — больше. После перевода ООПР и ПИП в привычные ПКиО (благоустроители планируют даже народные тропинки в парках закатать в асфальт), бывшие лесопарки, скорее всего, лишатся своего высокого статуса неприкосновенности (о прецедентах читайте справку). Можно лишь представить, во что могут превратиться легкие Москвы.
Что же получается? Настойчиво призывая москвичей, особенно пожилого возраста, обезопасить себя в период эпидемии коронавируса и ограничивая их передвижение по городу путем блокирования социальных карт, московская власть в то же время лишает их возможности дышать чистым воздухом в еще сохранившихся уголках живой природы. Поистине — правая рука не знает, что творит левая.
В том числе по этой причине против планов «комплексного благоустройства» лесопарков столицы выступили Московское городское общество защиты природы, Центр охраны дикой природы, общественная экологическая организация ЭКА, и другие авторитетные природоохранные организации. Одни из них в своих обращениях к мэру Москвы С.С. Собянину требуют вообще исключить этот проект из бюджета столицы, другие просят не начинать никакие работы хотя бы на период пандемии, третьи настаивают на том, чтобы установить мораторий на реализацию проекта до тех пор, пока не будет научно обоснована необходимость благоустройства каждой такой территории. И все они по-своему правы.
За счет бюджета на здравоохранение?
Тем временем, об аппетитах столичного правительства свидетельствует принятый на днях Мосгордумой бюджет Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В целом расходы на программу городского благоустройства «Развитие городской среды» вырастут на 9,5% по сравнению с прошлогодним бюджетом — с 305 млрд до 334 млрд руб. При этом, как уточняет депутат Мосгордумы Михаил Тимонов, бюджет на «благоустройство» Москвы, в том числе ее лесных территорий, на следующий год вырос в пять раз. Более того, как удалось установить Тимонову в процессе изучения документов, деньги на запланированную программу благоустройства будут тратиться из бюджета, выделенного… на здравоохранение. Предложения независимых депутатов не тратить столько денег на уничтожение особо охраняемых природных территорий, а перенаправить их на медицину, капремонт и другие социальные нужды были отклонены Мосгордумой, рассказал г-н Тимонов.
Леонид АРИХ
КРОМЕ ТОГО. В 2022 году намечено беспрецедентное по своему размаху «благоустройство» лесов и лесопарков Московской области на тысячах гектаров лесных земель. Программа охватит 19 муниципалитетов, включая Химки, Люберцы, Лобню, Наро-Фоминск, Балашиху, Клин, Красногорск, Истру, Чехов, Сергиев Посад, Электросталь, Лыткарино, Подольск и другие. Подмосковные экологические организации и активисты также начали кампанию за спасение природы.
NB!
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Лес вокруг Малаховского озера в г.о. Люберцы год назад превратили в «парк». В процессе «благоустройства», несмотря на активные протесты местных жителей, в лесу вырубались деревья и кустарники, срезался плодородный слой почвы, который заменялся обширными площадями однотипной плитки. А Косинские поля вывели из состава ООПТ как утратившие природную ценность и теперь вся территория идет под жилую застройку. Не такая же участь ждет ООПТ «Покровское-Стрешнево» и другие лесопарки после запланированного «благоустройства»?