США утратили инициативу в Венесуэле.
Весьма противоречивый и одновременно тревожный информационный поток продолжает поступать в российское медиапространство из оказавшейся в зоне геостратегического разлома Боливарианской Республики Венесуэла.
С одной стороны, разрываемое подпитываемым извне военно-политическим кризисом и социально-экономическими проблемами латиноамериканское государство, оперевшись на оперативность и слаженность действий сознательной части личного состава Вооруженных сил Венесуэлы, а также на поддержку со стороны Москвы и Пекина, все же смогло отдалиться от той точки системной бифуркации, прохождение которой превратило бы Каракас в безыдейного прихвостня Белого дома.
С другой стороны, тщательно обучаемые опытными инструкторами Сил специальных операций и Корпуса морской пехоты США полевые командиры накачиваемых вооружением оппозиционных формирований полны решимости приступить к первой фазе операции «Свобода» (операция по свержению легитимного правительства Николаса Мадуро) уже в 20-х числах апреля, даже невзирая на угрозу вероятного ареста их идейного вдохновителя и бессменного куратора Хуана Гуайдо.
Тем не менее, что-то в этой истории пошло не так, как хотелось бы четырехзвездочным генералам в оборонном ведомстве США. И, несмотря на напускные угрозы главы Белого дома Дональда Трампа о готовности Вашингтона задействовать любые инструменты для «выдворения российского военного контингента из Венесуэлы и отстранения от власти Николаса Мадуро», озвученные в ходе встречи с супругой Гуайдо — Фабианой Росалес, Пентагон и командование ВВС США абсолютно не торопятся отдавать приказ о переброске многофункциональных малозаметных истребителей F-35A «Lightning II», а также тактических истребителей F-15E «Strike Eagle» на авиабазы и аэродромы смешанного базирования Бразилии и Колумбии.
Именно эти машины, оснащенные малозаметными планирующими управляемыми авиабомбами GBU-39/53B «SDB/-II», а также противорадиолокационными ракетами AGM-88E AARGM, рассматриваются американскими ВВС в качестве основного ударного «костяка» для подавления зонально-объектовых районов ПВО Венесуэлы, а также уничтожения гарнизонов венесуэльской армии на территории Гвианского нагорья и южных подступов к Венесуэльским Андам.
Почему основной акцент делается именно на этих регионах?
Сложный рельеф местности, изобилующий холмами, возвышенными плато и складками местности, благоприятствует проникновению в воздушное пространство Венесуэлы транспортно-десантных конвертопланов CV/MV-22C «Оспрей» ВВС и КМП США в режиме следования рельефу местности (вне зоны обзора радиолокационных средств зенитно-ракетных батарей С-300ВМ «Антей-2500»).
Ведь известно, что два дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ВМ «Антей-2500», представленные 8 зенитно-ракетными батареями с 240 зенитными ракетами 9М82М и 9М83М, развернуты исключительно в районах стратегически важных военных аэродромов и портовой инфраструктуры (включая авиабазы «Капитан Мануэль Риос» и «Эль-Либертадор», а также порты «Ла-Гуайра» и «Маракайбо») для прикрытия от массированных ракетных ударов стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк» с карибского и атлантического направлений, а поэтому не способны контролировать удаленные континентальные воздушные рубежи.
Что же касается огромного радиуса действия ЗРС С-300ВМ, составляющего 200 км, то реализуем он лишь при перехвате средневысотных и высотных воздушных объектов, находящихся в пределах прямой видимости (над радиогоризонтом), так как ЗУР 9М82/83МВ оснащены полуактивными радиолокационными головками самонаведения, нуждающимися в непрерывном подсвете со стороны радара подсвета цели.
Для С-300ВМ дальность работы по низковысотным объектам не превышает 32–35 км, а поэтому даже 8 батарей данной зенитно-ракетной системы априори не способны прикрыть все ракетоопасные и самолетоопасные для Венесуэлы воздушные направления.
Как следствие, уничтожение даже пары-тройки разрозненных зенитно-ракетных самоходных комплексов «Тор-М1» и «Бук-М2Э», прикрывающих колумбийское и бразильское воздушные направления в горных районах, открывает «Оспреям» безопасную низковысотную «лазейку» для десантирования подразделений Сил специальных операций США (75-го полка СпН «Рейнджеры», 1-го отдельного оперативного полка СпН «Дельта» и 160-го авиационного полка СпН), целью которых является проведение диверсионно-разведывательной деятельности на стратегически важных объектах Боливарианской Республики.
Возникает вполне логичный вопрос: почему в столь выгодных оперативно-тактических условиях США по-прежнему временят с попыткой военной интервенции в Венесуэлу с задействованием транспортно-десантной авиации?
Вся сложность и непредсказуемость ситуации для Пентагона заключается в том, что сетецентрическая система противовоздушной / противоракетной обороны Венесуэлы, помимо зенитно-ракетных подразделений, подчиняющихся Объединенному командованию воздушно-космической обороны Венесуэлы (CADAI) и располагающих 8 батареями С-300ВМ, а также 12 зенитно-ракетными дивизионами «Бук-М1», представлена еще и 5–6 тыс. переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С», операторы которых на протяжении более чем 10 лет отрабатывают навыки перехвата многочисленных типов воздушных объектов в условиях, близких к боевым.
Интеграция данных ПЗРК в сетецентрическую сеть ПВО Боливарианской Республики Венесуэлы осуществляется благодаря комплектации определенного количества транспортно-пусковых «тубусов» терминалами приема и отображения информации о тактической воздушной обстановке 9С520; также известны как средства для обеспечения стрельбы ночью (СОСН) 9С520.
Источниками целеуказания (предоставления данных о воздушной обстановке) для данных терминалов являются наземные РЛС дальнего радиолокационного обнаружения, радиолокационные обнаружители зенитно-ракетных комплексов С-300ВМ и «Бук-М2Э», а также бортовые радары многоцелевых истребителей Су-30МКВ, которые передают необходимую информацию по кодированному радиоканалу связи на унифицированный батарейный командный пункт 9С737 «Ранжир» с дальнейшим распределением между позициями нескольких ПЗРК «Игла-С».
Данная модель применения закупленных Каракасом комплексов «Игла-С» предусматривает минимизирование времени реакции операторов при появлении в радиусе действия низколетящих десантно-транспортных конвертопланов «Оспрей» и многоцелевых вертолетов «Black Hawk» на любом участке Венесуэльского ТВД.
Это и неудивительно, ведь благодаря получению целеуказания от сторонних источников, операторам комплексов «Игла-С» больше не придется полагаться на остроту зрения и слух, а достаточно будет взглянуть на ЖК-дисплей отображения тактической информации.
И даже без задействования терминалов 9С520, венесуэльские ПЗРК «Игла-С» могут без особых трудностей перекрыть все низковысотные участки воздушного пространства страны несколькими плотными рубежами ПВО благодаря громадному количеству пусковых установок (6000 единиц).
Конвертопланы CV-22 «Оспрей» и вертолеты «Блэк Хок», вынужденные осуществлять полеты на высотах от 70 до 200 м для сокрытия своего местоположения от радаров ЗРК С-300ВМ, будут автоматически попадать в высотный диапазон поражения комплексов «Игла-С», что будет сводить к нулю шансы на безопасную доставку сил СпН в необходимый квадрат десантирования. Что еще более важно, обнаружить тысячи венесуэльских расчетов ПЗРК «Игла-С» с помощью самолетов радиотехнической разведки RC-135V/W «Ривет Джойнт» будет практически нереально, ведь данные комплексы, в отличии от ЗРСК «ОсаАКМ» и «Тор-М1» не оснащаются какими-либо радиолокационными датчиками, а зенитные ракеты 9М342 располагают пассивной инфракрасной головкой самонаведения.
В Пентагоне все эти детали тщательно проанализированы, а поэтому ни о каком повторении югославского или иракского сценариев в отношении Боливарианской Республики Венесуэла не может быть и речи.
Евгений ДАМАНЦЕВ