Дружбу на деньги не меняем

Наш корреспондент навестил свою малую родину, волею судьбы ставшую заграницей.

 

Это был отнюдь не отпуск. В числе других ветеранов ВМФ России я откликнулся на инициативу киевского бизнесмена Вадима Навроцкого побывать на могиле Андрея Мирама. Три года назад, в самый дорогой для нас, вчерашних подводников, праздник — День ВМФ — он трагически погиб в Мариуполе.

 

На перекладных

 

Авиасообщение России с Украиной прервано, поэтому добираться на свою малую родину мне пришлось через Белоруссию. В минском аэропорту меня встретил Володя Качура, на машине которого вместе с примкнувшим к нам Володей Задворьевым из карельской Сегежи мы взяли курс на Киев.

При пересечении белорусско-украинской границы наша поездка оказалась под угрозой срыва. В сторону Украины выстроилась многокилометровая вереница машин с белорусскими номерами. Кто-то (таких было немного) ехал на море, а большинство — в ближайший Чернигов за продуктами. Как рассказали белорусские друзья, на Украине все гораздо дешевле, чем у Батьки. Только к утру следующего дня мы добрались до прифронтового Мариуполя.

 

Война где-то рядом…

 

О том, что этот город находится на линии соприкосновения (читай: фронта), начинаешь понимать километра за 3–4 до въезда в его окраины. Один блокпост, второй, третий… И только попав в центр города, видишь совершенно иную картину.

В сквере у драмтеатра группа азартных старичков «забивают козла», люди помоложе играют в шахматы, а милые девушки делают селфи.

Тем не менее, какая-то гнетущая атмосфера висит в воздухе. Ибо еще свежи в памяти кадры «кровавого воскресенья» 9 мая 2014 года, случившегося неделей спустя после «одесской Хатыни» и ставшего ещё одним преступлением нацистов на Украине.

В тот праздничный день по Мариуполю прошли ребята в тельняшках и бескозырках, с Андреевским флагом, но их атаковали националисты. В завязавшейся драке и погиб наш товарищ — Андрей Мирам.

Может быть, в том числе и по этой причине город у Азовского моря (в разгар курортного сезона!) поражает отсутствием наплыва отдыхающих, чем в прежние годы всегда славился Мариуполь.

Местные власти даже просят журналистов не употреблять название города в военном контексте, так как это «отпугивает инвесторов» и внутренних туристов, которые путешествуют по Украине.

 

Флаг над морем

 

На кладбище у могилы Андрея Мирама мы развернули флаг Военно-морского флота Советского Союза, под которым служил наш друг. И с этим же флагом искупались в море.

Что интересно, увидев нашу группу, местные жители подходили, уважительно приветствовали и вместе с нами распевали песни «про моряков».

Из разговора с аборигенами напрашивался вывод, что многим надоело нынешнее положение. Ждут — не дождутся решения «украинского вопроса» и дончане, приезжающие в Мариуполь за сравнительно дешевыми, чем в ДНР, продуктами. Да и по российским меркам цены на товары первой необходимости здесь не высокие. Так, масло сливочное стоит от 50 до 150 гривен (1гривна — 2 руб. 33 коп.), литр молока — 10, свинина и говядина 80–50, сало свежее 25–65, помидоры — 5–10 , арбузы 2–4 гривны. А вот зарплаты и пенсии на Украине гораздо ниже российских. Если учесть, что львиная доля семейных доходов уходит на оплату коммунальных услуг, то мясо, предположим, большинство горожан может позволить себе лишь по большим праздникам. Многие с тревогой ожидают зиму и молятся, чтобы она была теплой.

 

Слышали, но не видели

 

Пользуясь удобным случаем, спросил у своих собеседников, жителей ДНР, о поступающей туда из России гуманитарной помощи, но никто из них ее не получал, «хотя слышали, что под видом гуманитарной помощи Россия снабжает Донецк оружием и боеприпасами».

Удалось пообщаться и с военнослужащими ВСУ. В первую очередь я поинтересовался, когда же, по их мнению, закончится это военное противостояние на юге Украины? И получил неожиданный ответ: «Неужели Вы, человек военный, не понимаете, что вопрос можно решить одним махом? Ведь за три года и мы, и они (мой собеседник кивнул куда-то в сторону) прекрасно изучили расположение позиций и дислокацию подразделений. Но военный конфликт для определенной группы лиц — это деньги. И немалые. Мы ведь общаемся по ночам с той стороной, водку вместе пьем. И договариваемся: кто, когда и куда будет стрелять…»

 

Не наступить на иглу

 

Бросилось в глаза, что на улицах Мариуполя преобладает женское население. 35-летний таксист, который подвозил меня, объяснил это обстоятельство просто: многие мужики работают, многие в АТО. И еще он с грустью говорил, что немало его друзей и одноклассников подсели на наркотики. А на пляже нас предупредили осторожно ступать босыми ногами по песку, дабы не наткнуться на использованную иглу от шприца. Ни для кого не секрет, что Украина занимает одно из первых мест в Европе по наркомании среди населения. По официальным данным, на территории страны насчитывается около полумиллиона наркозависимых. Но дело в том, что реальная цифра превышает этот показатель примерно в пять раз. Страшнее всего, что год от года возрастной барьер всё более снижается — по последним данным, свыше 10 процентов школьников 14-летнего возраста уже хотя бы один раз пробовали какой либо наркотик.

 

Не все еще стерли

 

Оказавшись в Мариуполе, я не мог не заехать в родную Новоалексеевку (село в Запорожской области. — Ред.). К сожалению, здесь уже нет ни улицы, ни того дома, где родился мой отец (Иван Громак был воспет Александром Твардовским в одноименном стихотворении. — Ред.). Не стало и ореховой рощи, которую он, вернувшийся с войны, сажал вместе с односельчанами в память о тех, кто погиб на фронте. А вот монумент защитникам Родины с выбитыми на нем фамилиями отца и дяди стоит. В идеальном состоянии и монумент Герою Советского Союза Петру Кударю с сияющей Звездой. Село Партизаны, где я оканчивал школу, теперь Новопавловка. Кстати, по некоторым прогнозам, только на изготовление новых табличек с названиями переименованных городов и улиц, выпуск новых карт и прочие расходы будет потрачено от 5 до 17 млрд. гривен. А в Мелитополе, откуда отец в 16 лет добровольцем ушел на фронт, теперь контрольный пограничный пункт… с Россией.

 

Все на продажу

 

Путешествуя по родной Украине, воочию убеждаешься, как страна из индустриально-аграрной превращается в страну натурального хозяйства. Самостийные хозяйственники гонят землю на убой, нарушая севооборот и поставляя за бугор подсолнечное масло. Каждый, кто имеет надел земли, из года в год выращивает подсолнухи. Уже через четыре-пять лет земля родить перестает.

Республиканские СМИ постоянно утверждали и продолжают утверждать, что во всех бедах Украины виновата Россия. И такая пропаганда, увы, приносит свои горькие плоды: сегодня порой трудно найти общий язык не только со вчерашними одноклассниками, но и с родственниками. Поэтому ответить сегодня на вопрос знакомых «как там, на Украине?» однозначно сложно. План сделать Россию врагом номер один претворяется в жизнь и, похоже, обильно финансируется. Но оптимизм и надежду вселяет тот факт, что на Украине еще много людей, которые братство и дружбу ни на что не променяют, в том числе на деньги.

 

Валерий ГРОМАК

капитан 1 ранга в отставке

спецкор «НВ»

Фото автора

 

Дружбу на деньги не меняем

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend