Дипломат с недоброй волей?

Новый посол США приступил к работе в Москве.

 

Прежнего, Майкла Макфола, называли ученым, профессором. Нового, Джона Теффта, кличут ястребом, могильщиком, революционером… А он просто карьерный дипломат.

 

Обычные процедуры обсуждений и назначений были в Вашингтоне проведены в скоростном режиме. Допустить, чтобы в столь сложной международной ситуации посольство в России надолго оставалось без главы, было нельзя. Все три кандидатуры — карьерные дипломаты, то есть профессионалы, и у Теффта было даже меньше шансов отправиться за океан, потому что он успел уже выйти в отставку. Тем не менее, выбор пал именно на него.

И не только по той причине, что Джон Теффт считается переговорщиком жестким и противником компромиссов. И даже не потому, что он — давний и последовательный критик России. Главное, что он специалист по бывшему Советскому Союзу. Можно сказать и по-иному: спец по странам постсоветского пространства. В 1989 году его назначили замглавы отдела Госдепа по делам СССР, в конце 90-х работал в дипмиссии в Москве, в нулевые — послом в Литве, Грузии и на Украине. И только прошлым летом вернулся из Киева на родину.

Уже в июне США направили запрос в Москву на получение агремана на Джона Теффта и очень быстро получили согласие, а демократы и республиканцы, проявив редкостное единодушие, проголосовали в сенате за назначенца президента.

Прежний посол США Майкл Макфол проработал в Москве всего два года — необыкновенно короткий срок. Он и сам называл себя необычным послом, ученым, а не профессиональным революционером. «Во многих сферах и смыслах я действовал нетрадиционно, чем и горжусь!», — сказал он перед отъездом из России. И другие также чаще называли его профессором. А некоторые и вовсе прямо обвиняли в просто непрофессионализме. Уж больно дипломат был недипломатичным.

Например, на встрече с московскими студентами посол позволил себе сказать, что Россия «подкупала» Киргизию, чтобы та приняла «правильное» решение по военной базе «Манас». Впрочем, ничего нового и тем более секретного он не сказал. Чего проще связать необыкновенно выгодный кредит, полученный властями Киргизии от России, и закрытие этими властями американской военной базы…

И хотя официально причиной отъезда из Москвы называется личная, кажется, все связали столь скорое возвращение на родину Майкла Макфола и с его «необычностью», и с резким обострением международной обстановки, призвавшей в американские послы человека другого склада.

В отличие от предшественника, о новом после говорят, что он приехал «минимизировать сотрудничество с Москвой», крепить курс на изоляцию России, демонстрировать отказ от всяких перезагрузок… Называют его кто могильщиком российско-американских отношений, кто ястребом, а кто и специалистом по «цветным революциям», то есть получается профессиональным революционером. И тогда брошенные вроде вскользь слова Майкла Макфола — «Я не профессиональный революционер!» — воспринимаются уже не случайными и очень даже многозначительными.

Что ж, время покажет who есть Джон Теффт. Пока точно знаем, что он — профессионал и прагматик, а это не так уж мало.

 

Ольга СЛАВИНСКАЯ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend