Стремление духа

  Стремление духаВ гостях у «Нового вторника» — основатель и художественный руководитель театра  «Балет «Москва» Николай Басин. Об этом коллективе, который создал и вот уже более 20 лет возглавляет Николай Анатольевич, говорят не только в столице. В копилке театра несколько наград престижной Национальной театральной премии «Золотая Маска», а в планах — покорение новых творческих высот.

 

Сам Басин – солист балета, артист высшей категории, был успешным в шоу-бизнесе продюсером, способствовал появлению на эстрадном небосклоне таких звезд, как Галина Ненашева, Леонид Сметанников, Лариса Долина, Игорь Крутой, Александр Серов, работал более 20 лет с Валентиной Толкуновой, Поладом Бюль-Бюль оглы. И вдруг — собственный театр, к тому же балетный. Почему? С этого вопроса и началась наша беседа.

— Да, как продюсер и артист я проехал почти весь мир и СССР, — сказал Николай Анатольевич, — но одно лишь продюсирование уже не приносило удовлетворения. Поэтому в 1989 году я попрощался с шоу-бизнесом и решил создать свой театр. Почему именно балетный? Я очень люблю оперетту, хорошо знаю мюзикл, но два десятка лет работы солистом балета сказали свое решающее слово: это будет театр балета.

— Вы называете свой театр экспериментальным.

— Удивлять, обновлять и экспериментировать — наше кредо. У нас в театре работают две труппы — классического балета и современной хореографии. Такого в мире, кроме Гранд Оперá в Париже, больше нигде нет.

Наличие двух трупп значительно расширяет диапазон театра, дает возможность талантливому хореографу в совместных постановках двух направлений ярче раскрыть драматургию спектакля. Так, в нашем репертуаре появились новые синтетические балетные полотна, объединяющие две равнозначные группы в одном театральном произведении, представляющие своеобразную жанровую танцевальную стилистику: «Вальс белых орхидей», «Ходжа Насреддин», «День рождения Отелло» и др.

Тем не менее эксперимент «эксперименту» — рознь. Хороших хореографов в России мало, большинство берут старые спектакли и на них делают свои «эксперименты». Такой подход я не приемлю: балет — это всегда стремление духа вверх.

— В репертуаре вашего театра 10 балетов для детей и юношества — таким количеством детских спектаклей вряд ли может похвастать любой иной балетный театр.

— Дети должны воспитываться на лучших образцах искусства. Поэтому мы задали себе планку делать детские балеты не хуже, чем в Большом театре России. Например, знаменитый хореограф Генрих Майоров поставил у нас «Чипполино» К. Хачатуряна и «Белоснежку и семь гномов» Б. Павловского. В Москве только у нас идет (и давно уже) балет «Золотой ключик» М. Вайнберга, очень любимый детишками. В марте прошла премьера балета «Алиса» А. Розенблата по мотивам известной сказки Льюиса Кэролла.

Моя мечта — создать в своем театре (это когда будет построено собственное здание) филиал для детей и юношества, где на второй сцене постоянно будут идти спектакли детского репертуара, доступные для широкой публики.

— Где совершенствуют свое профессиональное мастерство ваши артисты?

— К нам, это не секрет, попадают, как правило, слабо подготовленные кадры, но наш театр делает всё, чтобы стать для них школой дальнейшего воспитания артистов. И это не громкие слова.

За эти годы наши лучшие артисты Наталья Чеховская и Василий Полушин получили звание народных, а Елизавета Небесная, Марина Никитина и Светлана Шишкина — заслуженных артистов России. Лауреатами международных конкурсов стали Екатерина Сороколетова, Алексей Борзов, всероссийских — Мария и Михаил Колеговы, лауреатом «Золотой Маски» — Роман Андрейкин. В последнее время зажглись новые звёздочки — Саяка Такуда, завоевавшая первое место в открытом конкурсе артистов балета «Арабеск» в Перми, и Софико Начкебия, дебютировавшая недавно в партии Жизели.

Увы, в России нет своей профессиональной школы современной хореографии. Именно по этой причине я утверждаю: России необходим свой профессиональный колледж современной хореографии. Под его строительство нашему театру правительством Москвы выделена в оперативное управление земля, но начать это строительство, как и строительство театрального здания для «Балета «Москва», нашим инвесторам не дают уже много лет подряд, игнорируя все решения и постановления правительства Москвы.

— Кто и почему не дает?

— У прежнего руководителя департамента культуры города Москвы были свои виды на эту землю, поэтому нам чинились всяческие препятствия. Я молчал все эти годы. Недавно его сняли с должности, в департамент культуры города Москвы пришел новый руководитель, надеюсь, что теперь дело сдвинется с мертвой точки, и справедливость, наконец, восторжествует.

— Чем порадуете публику в наступившем году?

— Планов и работы много — не только на предстоящий год, но и на перспективу. Успех балета «Сыпки», поставленного мною в самом начале жизни театра, вдохновляет на новые постановки в этом жанре. Я готов работать над нашей русской историей в традициях хореографии, создавать большие полотна, совмещая классическое наследие и народное искусство, но это станет возможно, когда у театра будет своё здание.

А сейчас готовим мировую премьеру балета «Летучая мышь», которая состоится в апреле этого года. Классическую оперетту Иоганна Штрауса мы представим зрителю средствами неоклассического хореографического искусства. В этом спектакле наиболее ярко раскроется потенциал нашего театра, его уникальность и неповторимость.

Как всегда, предстоит много выступлений по стране и за рубежом: в Мурманске, Иркутске, Сочи, Израиле, Китае. Кстати, в регионах России и за рубежом нас знают даже больше, чем в родной Москве, но когда мы обретем собственный дом, сможем чаще представлять своё искусство москвичам и гостям столицы. «Балет «Москва» уже стал брендом, который дает возможность эффективно популяризировать нашу столицу, страну и её балетное искусство.

 

Беседу вела Лидия Кудинова | Фото из архива театра

Оставьте коментарий

Send this to a friend