«В природе нет ничего, чтобы не могло быть лекарством»

28Фев, 2017

«В природе нет ничего, чтобы не могло быть лекарством»

Так вслед за великим тибетским лекарем считает российский последователь древнего врачевания Константин РУКОСУЕВ.

 

Его имя и дар врачевателя знакомы многим, и не только жителям Иркутска. А опыт практикующего травника лишний раз подтверждает непреложную истину: Прибайкалье славится своими целительными силами, благодаря, прежде всего, природе и травам, растущим на побережье священного озера.

 

Сначала было каратэ

 

Увлечение Константина Рукосуева тибетской медициной началось, как ни странно, с дзюдо и каратэ, которыми он полуподпольно стал заниматься еще с четвёртого класса. Параллельно увлекся «Востоком вообще» и тибетской медициной, в частности, самостоятельно заготавливая ранозаживляющие травы — подорожник, тысячелистник, какалию. «Ведь воин должен сам себя лечить!» — полушутя-полусерьезно решил для себя Костя.

Естественно, много читал на эту тему. Книга Виктора Васильевича Телятьева «Целебные клады Восточной Сибири» стала для мальчика настольной. В шестом классе удалось приобрести три из пяти томов Авиценны «Канон врачебной науки», в числе которых оказался и самый главный для будущего лекаря том с описанием лекарственного сырья.

Года через три Константин записался на курсы по фитотерапии, которые объявил Телятьев. Собрался было поступать в мединститут, но что-то не срослось, и в итоге выбрал профессию геодезиста. Регулярные командировки и работа в полевых условиях давали ему возможность заниматься и изучением трав.

 

Последний из могикан

 

В 1991 году, прослышав от друзей, что в Цугольском дацане (буддийский монастырь, старейший в Забайкальском крае, основан в 1801 году. — Ред.) живёт мастер тибетской медицины, тут же отправился в неизвестное село Цугол, где и провел восемь счастливых лет, ибо «загадочным дедушкой» оказался настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов. Он был последним из плеяды замечательных бурятских учителей буддизма и его ответвления — медицины. Под руководством Цыбенова в составе небольшой группы его учеников Рукосуев постигал и углублял знания о тибетской медицине, используемых ингредиентах, рецептуре.

Много позже у Рукосуева появятся учителя-наставники в лице коренных носителей древней традиции — преподаватель тибетской медицины в Агинском дацане Гончок-лама, доктор Нида Ченагцан, глава Международной академии традиционной тибетской медицины, профессор Лхасского медицинского университета Комджо Вангдуй и, наконец, Геше Ринчен Тензин (входит в Совет тибетских врачей, созданный при правительстве Далай-Ламы. — Ред.), у которого до сих пор продолжает обучение по традициям «Чжуд-Ши» и «Бум-Ши».

 

«Шесть хороших» для здоровья

 

Услышав от Рукосуева столь занимательную историю его становления как лекаря, я не мог не поинтересоваться, а сам-то он как использует обретенные знания и навыки?

— В первую очередь помогаю себе, когда возникают какие-то проблемы, — говорит Константин. — По мере возможности даю полезные советы окружающим, но только тем, кто об этом просит. Уже много лет сам готовлю сборы по классической тибетской рецептуре, совершая сезонные экспедиции по Предбайкалью, Бурятии и Читинской области. Растения, которые у нас не растут, заказываю в Тибете, Индии и Китае.

— Что из простых средств можешь порекомендовать нашим читателям? — спрашиваю у Рукосуева.

— Тибетская медицина проста и глубока одновременно. Она подразумевает, что человек может поддерживать своё здоровье в той среде, в которой живёт. Например, есть такое понятие — «Шесть хороших». Это — мускатный орех (он полезен для сердца); гвоздика — (для аорты и сосудов); гипс природный — (для лёгких); шафран — (лучшее средство для печени); кардамон ароматный — (для почек); «чёрный» кардамон (для селезёнки и поджелудочной железы).

Плод граната очень полезен для желудка; корень имбиря усиливает пищеварение; корень девясила высокого является прекрасным противовоспалительным средством; мумиё лечит воспаление в желудке, печени и почках, способствует сращиванию мышц, связок и костей, продлевает жизнь.

И таких простых средств в тибетской медицине много. Как сказал великий индийский лекарь Кумарадживака: «В Природе нет ничего, чтобы не могло быть лекарством». Я совершенно с этим согласен.

 

Если мороз, то холодно…

 

В период холода, поздней осенью, зимой и ранней весной организму требуется тепло и энергия на согревание. Поэтому нужно тепло одеваться и в пищу употреблять «тёплые» по свойству продукты: конина, баранина, рыба, курица. При приготовлении блюд активно использовать чёрный и красный перец, тмин, имбирь, репу, редьку и другие жгучие средства. В этот период следует избегать продуктов с «холодными» свойствами. Это — свинина, козлятина, мясо дичи, сахар и прочие продукты преимущественно со сладким, горьким и вяжущим вкусом. Полезно есть мёд и пить напитки на его основе. И, наоборот, в тёплый период времени пребывать в прохладе, не перегреваться на солнце, употреблять преимущественно еду и напитки с «прохладными» свойствами и значительно сократить «тёплые».

 

Михаил ЮРОВСКИЙ

ИРКУТСК

Фото из архива К. Рукосуева

 

Похожие Посты

468 ad

Оставить комментарий