Грузовичок-фронтовичок

1Ноя, 2016

Грузовичок-фронтовичок

Несмотря на преклонный возраст, этот неутомимый труженик войны продолжает служить Отечеству.

 

7 ноября Москва отметит 75-летие исторического парада, участники которого прямо с Красной площади отправлялись на фронт, защищать столицу. Тогда, в 41-м, по заснеженной брусчатке Кремля с боевыми расчетами в кузовах промчались знаменитые полуторки, ставшие впоследствии главной тягловой силой Красной Армии. Ожидается, что пройдут они и сейчас.

 

Не случайно во многих городах и весях страны этому легендарному герою фронтовых дорог — автомобилю «ГАЗ-АА» («полуторке») установлены памятники. Он перевозил боевую технику, боеприпасы, продовольствие и, разумеется, бойцов, в том числе раненых. В кузовах автомобиля устанавливались пулемёты ДШК или «Максимы», а порой даже 25-миллиметровые автоматические пушки.

Известны документальные кадры: по льду Ладожского озера — по Дороге жизни — движется колонна полуторок, а в кузовах — мешки с мукой для блокадников осаждённого Ленинграда. Левые двери открыты. Зачем? Вот передние колёса проваливаются в полынью, грузовик валится набок, оседает в воду, зато шофёр успевает выпрыгнуть… Много жизней блокадников спас он.

…Первые автомобили «ГАЗ-АА» сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода в январе 1932 года. Выпускались вплоть до 1950-го. Всего было произведено более 320 тысяч полуторок — то есть машин грузоподъёмностью 1,5 тонны. В 1938-м грузовик получил новый двигатель мощностью уж не 40, а 50 лошадиных сил. Скорость развивал до 70 километров в час. Был на дорогах войны, в отличие от немецких автомобилей, безотказен, неприхотлив в обслуживании. Вышла из строя какая-то деталь? Умельцы сотворят её в любой колхозной кузнице. Непривередлива была и к топливу. Годился бензин, лигроин и даже керосин.

В июне 1941 года в Красной Армии было 150 тысяч автомобилей с берегов Волги. После начала войны к ним добавились полуторки заводов, колхозов и совхозов, МТС, организаций.

Полуторка — самая лёгкая машина того времени: вес 1810 килограммов. Вот почему именно её пускали на Дорогу жизни. К тому же перед рейсом снимали с автомобиля всё, что можно было снять, чтобы облегчить.

Немецкая авиация терзала автозавод на Волге. Но лишь летом 1943-го врагу удалось значительно повредить несколько цехов. Полуторки пришлось предельно упростить. Крылья стали делать плоскими, а не округлыми, борт откидывался в одну сторону — назад. Фара — одна. Двери (двери-скатки) стали изготавливать не из металла, а из досок и брезента.

В 70-е годы прошлого века благодарные автомобилисты-фронтовики начали здесь и там поднимать своего надёжного военного собрата на пьедесталы. Правда, это были грузовики послевоенного выпуска. Тот, что на снимке, — боевой, обожжённый порохом войны. Как, где его нашли?

В Москве на Лиственничной аллее, рядом с Тимирязевской сельхозакадемией, находится Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (МГАУ). Он со дня основания готовит специалистов и для села, и для армии. Многие его выпускники стали полковниками, генералами. Готовясь отметить 70-летие альма-матер, военачальники предложили студентам поискать на полях сражений за Москву останки героических полуторок, возродить их и в день Победы открыть памятник. Указали на карте места поиска.

Вскоре в окрестностях села Богородское Вяземского района Смоленской области следопыты московского отряда «Поиск» начали раскопки. Сохранившиеся фотографии запечатлели найденные фрагменты. Вот рама «ГАЗ-АА», следом задний мост, руль, радиатор, фара, дверь…Найденные фрагменты полуторок студенты привезли в родной университет. Очистили от ржавчины, собрали автомобиль, покрасили. И вот воскресший из пепла воин-грузовик сияет на солнце свежей краской, будто новенький!

Одно печалило поисковиков: на местах былых сражений под Москвой не удалось отыскать целых шин. Все истлели в земле, в болотах. Выручили выпускники-генералы вуза: отыскали на каком-то военном складе залежавшуюся резину для полуторок.

9 мая 2003 года у стен университета состоялось торжественное открытие памятника полуторке.

Выпускники-генералы, увидев, что в гараже осталась ещё одна рама от ветерана, предложили студентам собрать вторую полуторку. Так и сделали. А собранную таким образом машину установили на территории автобазы Генштаба на Хорошевском шоссе — в память о военных автомобилистах доблестной Красной Армии.

«ГАЗ-АА», ковавший великую Победу, — герой советских фильмов. Этому отважному бойцу на колесах посвящено также много стихов и песен. Вспомним хотя бы «Грузовичок-фронтовичок» из фильма «Репортаж с линии огня» в исполнении Эдуарда Хиля:

 

Ты шёл сквозь снег и сквозь туман

Лесами да полями.

И весь покрыт, как ветеран,

Осколочными ранами…

 

Юрий МАХРИН

спецкор «НВ»

Фото автора и с сайта «Независимый Петербург»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Похожие Посты

468 ad

Оставить комментарий