Чужие в своем доме

24Янв, 2017

Чужие в своем доме

О патриотизме, культурных традициях и других «духовных скрепах» общества очень любят поговорить с высоких трибун. Но между словом и делом не просто разрыв — бездна! В этом лишний раз убедилась политический обозреватель «НВ».

 

На чужом месте

 

С ума сойти! В русском городе (в столице государства!) я оказалась в детском магазине, который был сплошь увешан вывесками на иностранных языках, забит одними иностранными товарами. А если что-то и мелькнуло вдруг «как бы» на русском, то все равно это было не по-русски. Ну, вот что означает «Новогоднее фэнтэзи»? Новогодняя фантазия? Ну, так не издевайтесь над великим и могучим, не смейте его калечить, так и напишите: «Новогодняя фантазия».

И это — главный «Детский мир» страны?! Впрочем, официально он носит теперь другое название — Центральный детский магазин, ЦДМ, и занимает всего лишь чужое место.

…О том, что магазин открылся после реконструкции, я слышала давно. Но никакого желания сходить, посмотреть не возникало. И вот дернул же меня черт под Новый год отправиться туда вместе с приятельницей.

Мы решили не только побаловать подарками детвору, но и себя. Сумасшедшая мысль блеснула, что мы идем на маленький праздник… В том, советском «Детском мире», особенно перед Новым годом, было ярко, нарядно, многолюдно. Ты словно возвращался в сказку, в детство. Там не просто мы покупали игрушки, мы становились зрителями настоящих представлений! Помню, как забавлял всех Айболит с обезьянками, и огромного медведя, а еще необыкновенные часы, и посреди зала — настоящий деревянный терем, персонажи из русских народных сказок…

 

С кем вы, мастера торговли?

 

Увы, мы поняли сразу: тот «Детский мир» и этот, ЦДМ, не имеют ничего общего, кроме стен. Покупателей было мало, очень мало, впрочем, детей и того меньше. И даже сам магазин был полупустой — пустоты забили щитами, заклеили плакатами, чтоб сразу в глаза не бросались. Но все равно бросались. Видать, арендная плата была мало кому по карману в этом здании в центре Москвы. Быстро стала понятна и причина безлюдности — цены были заоблачными, не для тех, кто живет на одну зарплату, да еще ждет ее месяцами.

И самое главное — даже в этот день, в канун Нового года о нашем празднике здесь ничто не напоминало, елочными украшениями и не пахло! Я очень хотела купить Деда Мороза со Снегурочкой для девочки, которой предстояло встречать свой самый первый Новый год в жизни. Чтобы они потом остались с ней навсегда. Но нет. Только на одном лотке увидела какого-то маленького уродца, и продавщица пояснила:

— Это Санта-Клаус.

Да не нужен он мне, мне нужен наш русский Дед Мороз!

…Когда мы попали на второй этаж, кто-то рядом сказал: «Вот легендарный английский магазин игрушек!».

Легендарный английский магазин игрушек, занявший огромную площадь в ЦДМ, тоже пытался заставить нас забыть, что мы — русские и у себя дома, а это он у нас в гостях.

Он предлагал нам собрать Тауэрский мост, украшающий Темзу и Лондон, за 18 тысяч рублей. Были конструкторы и подешевле. Но… Ребенку предлагали построить… тюрьму! Точнее, даже остров-тюрьму, как было написано на коробке. Но зато «всего» за 5 тысяч. Или английский полицейский катер с британской символикой — дешевенький такой, за 3 тысячи… За 3 тысячи можно было еще купить пластмассовую «машину-эвакуатор»… Спасибо, что не предложили в концлагерь Освенцим поиграть!

Ну, и кто мне объяснит, почему наши дети должны с детства заниматься вот этим? играть в эти игры? запоминать этот флаг? Что британцы с пеленок хотят приучать своих детей к грязной изнанке жизни — мне плевать. Но почему им позволяют корежить психику наших детей? И главное, кто это позволил, а? И почему все молчат?

В центре столицы России в детском магазине не было русских игрушек! Оказалось невозможным купить конструктор, чтобы собрать башню Кремля, или наш спутник — мы были первыми в космосе! Или купить нормальную куклу, а не американскую уродину… А ведь именно со своих игрушек ребенок начинает познавать родную страну, родную историю, культуру… Ну, и кем вырастет он, играя в английский остров-тюрьму и водружая британский флаг? С какой душой?!

Не сговариваясь, мы с подругой вспомнили: книга — вот лучший подарок! Но когда на одном из этажей нашли книжный… Собственно говоря, покупать там было нечего. Стеллажи были забиты переводами все с того же английского — десятки экземпляров одной и той же книги с «Гарри Поттером» на обложке, еще десятки другой, зелененькой. От этого рябило в глазах. Я понимаю: «Гарри Поттер» — это их все. Но мы тут причем?

Наши книги тоже нашлись, но стоили страшно дорого. Красивая коробка с четырьмя книжечками русских народных сказок для малышей стоила тысячу рублей. Такие же книжки-малютки на уличном лотке я купила совсем недавно по 30 рублей. Грубая прикидка показывает: книжки стоят 120 рублей, а упаковка — 880 рублей. Ай, да ЦДМ, ай, да…

Но еще более потрясли детские тряпочки. В этот бутик под французской вывеской мы зашли случайно — искали подарок малышу на день рождения, помня просьбу мамы, купить что-нибудь нужное, из одежды. Мальчишка-манекен одиноко стоял в пустом магазине. Похоже, до нас здесь сегодня ничья нога не ступала. Впрочем, почти все эти магазинчики под иноземными вывесками были пусты, продавцы изнывали от скуки. Очень быстро стало понятно, почему.

Даже после уценки (про уценку много раз продавщица повторила) купить это не представлялось возможным. Например, самые обычные штаны и рубашка из Болгарии, даже уцененные вдвое с 9.200 и 9.800 рублей соответственно, кусались. Свитерок китайский стоил почти 11 тысяч, галстук-бабочка — 6 с половиной тысяч…

У нас, значит, швейных фабрик в стране не осталось?

 

И двух зарплат не хватит…

 

Я отложила на покупку подарков 15 тысяч рублей. Если правительство Дмитрия Медведева и Госдума установили МРОТ в России в 7.500, то двух пусть минимальных, но месячных зарплат должно было с лихвой хватить на подарки под елку для нескольких маленьких деток. Кстати, в провинции о зарплате в 15 тысяч многим лишь мечтать остается. И пенсионерам о такой пенсии — тоже. Моя подруга могла позволить себе потратить и того меньше — 10 тысяч. Увы. С этими деньгами в этом детском магазине нам делать было нечего. Не наш это магазин.

Мы вышли из ЦДМ и наши взгляды уткнулись в вывеску на здании через дорогу напротив. Она тоже была на английском языке: HOTEL NIKOLSKAYA.

Господи, может быть, уже и Москва — не наш город? И мы в нем — чужие?!

 

Печальный итог

 

Прошлой осенью у нас провели I Всероссийский этнографический диктант. Его участники могли проверить себя на знание культуры, обычаев, языков народов России. Писали его 90 тысяч человек, им надо было ответить на 30 вопросов (был даже вопрос про Деда Мороза!).

Единственное, что решилось сообщить стране о результатах Агентство по делам национальностей, которое его проводило, — это среднюю оценку. Она составила 54 балла из 100 возможных — то ли 3 с минусом, то ли 2 с плюсом. Подробности, видимо, были столь огорчительными, что чиновники решили их оставить для внутреннего пользования.

А на днях, 17 января, нам сообщили о результатах III Всероссийского урока по истории страны, который Военно-историческое общество провело в рамках патриотического проекта «Каждый день горжусь Россией».

Новости две. Приятная: в нем участвовало втрое больше россиян, чем в 2015 году, — 254 тысячи человек. Плохая: с тестом из 40 вопросов мало кто справился, и средний балл составил всего 20 из 40 возможных. Даже хуже, чем в 2015 году, тогда он был 23 балла. К примеру, в столице решились проверить свои знания по истории более 9 тысяч человек, но только 60 москвичей смогли ответить на все вопросы и заработать «отлично» — 40 баллов.

Сожалею о таком результате, сказал один из организаторов.

…В новой России вся власть — у денег! Точнее, у людей с деньгами. Все имеет цену, все определяет величина прибыли, а от «скрепок» этих духовных — выгоды никакой. Ну, и зачем они тогда? Вот и получается, что уже с детства граждан России приучают к тому, что ничего своего у нас нет, а все, что есть, пришло к нам с Запада. Ну, или с Востока (для населения Забайкалья, Дальнего Востока).

Значит, политика импортозамещения, которую проводят партия власти и ее правительство, это когда наше родное полностью замещено импортом? Как в Центральном детском магазине? И на самом деле партия и правительство Дмитрия Медведева добились потрясающих успехов?

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что пусть одна-единственная, но вывеска на русском языке в ЦДМ есть. На первом этаже мелькнуло название «Русь великая», но сам бутик не работал, был забит щитами. То ли еще не открылся, то ли уже прикрыли, чтоб русским духом и не пахло…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

NB!

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, с чего начинается Родина? На этот вопрос одноименная песня дает немало ответов. С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей. С заветной скамьи у ворот… Но еще и с детского магазина, с товаров, которыми он торгует, о чем убедительно рассказала Ольга Китова. Тем не менее, тема патриотизма «Детским миром» отнюдь не исчерпывается, и мы продолжим начатый сегодня разговор в ближайших номерах «НВ».

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Похожие Посты

468 ad

3 Коммент.

  1. ЛД

    Ольга, вы действительно были в цдм? Или вам рассказали и заплатили, чтобы вы написали подобный материал?

  2. Карина

    Я в “Детский Мир” больше ни ногой. Сервис бездарный (с лифтами и туалетами был дефицит полтора года назад), ремонт странный – не воссоздали они прежние масштабы и настроение главного детского магазина города (а инвестиции огромные были – помню, писали об этом скандальном проекте СМИ), людей мало, цены бешеные, сплошь иностранная продукция. Нет ни экспресс-точек общепита на нижних этажах (мороженое, пирожные, кукуруза, каштаны, блинчики – мало ли чего можно придумать для детей и взрослых!), ни ярких представлений по мотивам русских народных сказок. Промоутеры непонятные бегали какие-то – но это было незаметно и чуждо для посетителей. Проект неудачный. Насколько я знаю, менеджмент там русский, а директор по маркетингу иностранец, не говорящий по-русски. Понятно, что развивать русские культурные традиции – это не их задача, цели и компетенция. Им, в принципе, на Россию плевать. Исключительно как на источник дохода смотрят экспаты на нашу страну. Но это все меня мало волнует. Пусть все живут и работают как хотят. Вопрос к нашему Президенту (он всему в стране голова, как уже стало ясно) и его команде, а почему они не интересуются Детским Миром как проектом: куда пошли инвестиции, почему не соответствует торговый центр всем канонам, в первую очередь, идеологическим, зачем нам куклы вуду и иностранные игрушки (воплощающие историю, культуру зарубежных государств) вместо матрешек. Конечно, выбор должен быть, не нужен фанатизм на патриотической почве, но забывать о наших корнях – это же путь в бездну. Причем вышестоящие так много говорят об этом, а на деле воз и ныне там – в облаке иностранной пропаганды. Комплексно надо решать вопрос: кино, ТВ, искусство, налаживание собственного производства, мотивация местных жителей – вот чем стоит заняться. Тогда не будет “изуродованных” ПСЕВДОуниверсальных магазинов, где купить нечего и не на что (цены запредельные потому что!) “Детский Мир” повзрослел – и таким мне он уже не нравится…

  3. Мария

    Абсолютно согласна с темой. Да, большая, просто огромная проблема у нас сейчас в России. Наши магазины, на витринах которых красуются игрушки Не наши, Не русские. наши ТВ показывают мультфильмы, Не наши, и дети впитывают все это, и получается, что нам не остается выбора

Оставить комментарий