Полеты во сне и наяву

Росавиация признала недействительными летные свидетельства у нескольких сотен пилотов.

 

Есть вероятность, что еще у двух тысяч летчиков документы могут быть аннулированы в ближайшие дни. При этом руководители отрасли раз за разом заявляют о катастрофической нехватке летного состава и зовут на работу гастарбайтеров. Что происходит в авиакомпаниях?

 

В начале октября некая группа пилотов обратилась в прокуратуру, Следственный комитет и Администрацию Президента с требованием аннулировать свидетельства выпускников государственных летных училищ России за 2016–2017 годы. Сегодня в России всего 2 государственных высших учебных заведения, которые готовят летчиков для гражданской авиации. Это Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Авторы обращения утверждают, что учебные заведения несколько месяцев работали без государственной лицензии. А это значит, что их выпускники, получившие диплом в этот период, теперь не имеют права управлять воздушными судами.

Сейчас в России почти 16 тысяч пилотов, выполняющих коммерческие перевозки. Чтобы отрасль работала без сбоев, надо увеличить летный состав до 50 процентов. Увольнение почти 2 тыс. пилотов одновременно только усугубит ситуацию.

Отмечается и определенная странность: если раньше авиационные учебные центры «кошмарили» чиновники, то теперь требование запретить работать коллегам исходит от самих авиаторов. Как такое могло случиться и почему бардак с обучением летного состава никак не закончится?

 

За штурвалом — дилетант

 

Скандальная «зачистка» в этой сфере началась несколько лет назад. Детонатором стала катастрофа «Боинга» в Казани в ноябре 2013 года, где погибли 50 человек. Следствие выяснило, что экипажем командовал бывший штурман. Вторым летчиком оказался бывший авиационный техник. Оба попросту купили свои сертификаты в одном из частных учебных центров и несколько лет спокойно летали в довольно крупной авиакомпании.

Эта трагедия показала, что в авиационной отрасли творится настоящий беспредел. «Подложные медицинские справки о состоянии здоровья, приписной налет, когда человек вместо положенных 150 часов отлетал, предположим, только 50, подложные документы о знании английского языка, обучение по неутвержденным программам. На сегодняшний день в России нет ни одного АУЦ, который бы располагал всей необходимой инфраструктурой для подготовки квалифицированных пилотов», — говорил тогда советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Разгром был страшный: чиновники отобрали лицензии у десятков частных АУЦев, а сертификатов, дающих право на полеты, лишились около 500 их выпускников.

Зима 2017 года. В Раменском районе Подмосковья сразу после взлета разбился АН-148. Вскоре выяснилось, что командир экипажа раньше был бортпроводником, а потом переучивался на пилота. Он закончил Челябинское летное училище гражданской авиации (ЧЛУГА) — единственный в стране частный авиационный вуз. Общественность зароптала: неужели опять наступаем на старые грабли?

В сентябре прошлого года челябинское училище обвинили в отсутствии сертификата, выданного Росавиацией. В итоге 60 выпускников этого училища лишились права работать в авиации.

«Официальная причина — улучшенная программа подготовки не была внесена в новую сертификацию. Мол, разработали новое обучение, снова оформляйте сертификат. Пока это не сделано, работать училище не может. И выдавать лицензии будущим пилотам тоже. Чисто бюрократические тонкости», — рассказал журналистам пилот Павел Семченко.

Несостоявшиеся авиаторы подавали в суд иски, но практически все проиграли. Для многих это стало катастрофой.

«За то, чтобы получить нужное образование и работать в авиации, я заплатил 2 миллиона рублей. Здесь все оплачивают обучение самостоятельно. У меня двое детей, пожилые родители. Чтобы выплатить эту сумму, семья экономила практически на всем. Почти 2 года жил вдали от дома. И когда обучение подошло к концу, оказалось, что лицензию я не получу», — жалуется один из пострадавших выпускников Павел Волин.

Казалось бы, курсанты государственных летных учебных заведений могли быть спокойны — уж их то никто не обвинит в получении незаконных документов. Но ни тут то было! Обращение самих авиаторов с требованием лишить лицензий коллег, закончивших государственные вузы в Санкт-Петербурге и Ульяновске, имеет свое юридическое обоснование.

Дело в том, что обязательство привести свои сертификаты в соответствии с новыми требованиями Росавиации касалось не только частных авиавузов, но и государственных. На оформление документов нужно много месяцев. С точки зрения закона все верно: в это время все учебные заведения работали без разрешения и их лицензии незаконны. На этом и «погорело» челябинское училище.

«Челябинскому училищу предъявили аналогичные бюрократические претензии, в итоге оно практически уничтожено. Люди остались без денег и без работы. Так почему государственным вузам точно такие же нарушения должны сходить с рук?», — размышляет Павел Волин. Он замечает, что свои имена авторы жалобы журналистам не раскрывают — прямо говорят, что боятся расправы. Но многие в летной среде считают, что это могут быть пострадавшие от бюрократической чехарды курсанты-частники.

 

Государство не умеет учить пилотов?

 

К чему приведут эти дрязги? Если следствие и суд прислушаются к доводам жалобщиков, то 2 тысячи специалистов вынуждены будут уйти из авиации. Тогда летать станет некому.

Уже несколько лет авиакомпании кричат о том, что пилотов катастрофически не хватает. Недавно «Аэрофлот» обнародовал цифры — командиры экипажей получают до 650 тысяч рублей в месяц, вторые пилоты — больше 240 тысяч. Оплачиваемые отпуска у летного состава — 70 суток. На социальный пакет тоже сложно жаловаться. Но при этом за последние 2,5 года из России уехало более 300 опытных пилотов. Бегут они работать в Китай и другие азиатские страны. Там платят в 2–3 раза больше.

Летный директор «Аэрофлота» Игорь Чалик рассказал журналистам, что набирать российских летчиков, мягко говоря, сложно. Теоретическая подготовка молодежи отстает от современных требований лет на сорок.

«Трудно сказать, когда последний раз пересматривались образовательные стандарты, но явно, что это было в эпоху самолетов максимум второго поколения, а мы эксплуатируем самолеты третьего и четвертого поколений. Это все равно что пилоты «Формулы-1» изучали бы конструкцию своих болидов на примере ВАЗ-2101. Общее представление о том, что в автомобиле есть двигатель, кузов и колеса, будут, но практическая ценность этих знаний стремится к нулю», — так описал Игорь Чалик сегодняшнюю ситуацию. Он сообщил, что фактически выпускники училищ, проучившись 4,5 года, не подготовлены к международным полетам, поэтому дополнительная подготовка занимает шесть-девять месяцев.

В нынешнем августе авиакомпания «Россия» объявила о наборе иностранных командиров воздушных судов для работы в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Как уточняет перевозчик, пилоты станут получать до 500 тыс. руб. в месяц. Представитель «России» сообщил, что уже поступили обращения со всех концов мира, в основном, из бывших республик СССР. Таким образом, пилотировать лайнеры теперь будут гастарбайтеры. А в это время российские летчики тоже заняты делом: они по-прежнему выясняют между собой отношения и пишут друг на друга доносы.

 

Наталья АВОТРУП

 

Полеты во сне и наяву

Похожие статьи

Send this to a friend