Крейсер в степях Украины

Специальный корреспондент «НВ» попытался разобраться, удастся ли украинским властям превратить курортный Бердянск в полноценную военно-морскую базу страны?

 

Накануне моего приезда в Бердянск, сюда на трейлерах доставили два малых бронированных артиллерийских катера проекта 58155 — МБАК Р177 «Кременчуг» и Р-178 «Лубны». Отправлять их своим ходом по воде Украина не решилась — могли и не дойти по причине низких показателей по дальности плавания. Иной вопрос: почему они вообще появились именно в Бердянске?

 

И манит, и дурманит…

 

Как известно, обстановка в Азовском море осложнилась в конце марта текущего года, когда украинские пограничники задержали российское рыболовецкое судно «Норд». После этого Россия ужесточила досмотр судов, следующих в украинские порты через Керченский пролив. Киев же расценил эти действия, осуществляемые, кстати, в полном соответствии с международным Морским правом, как повод усилить свое военное присутствие в курортном регионе.

О базе на Азовском море в руководстве военно-морскими силами Украины грезят еще с 2016 года. Дабы хоть попытаться сделать эту сказку былью, Киев собирается сформировать отдельный Азовский военно-морской район, штаб которого предполагается расположить именно в Бердянске.

Однако реально созданием в Бердянске военно-морской базы (ВМБ) Украина занялась лишь в сентябре текущего года. На усиление 501-го отдельного батальона морской пехоты, уже базировавшийся в Бердянске, и были переброшены два катера, с которых я начал свой репортаж, и которые, по задумке командования ВМСУ, должны составить основу бронекатерного дивизиона.

По словам секретаря комитета Верховной рады по нацбезопасности и обороне Ивана Винника, береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными бункерами и артиллерийскими системами. Не скрывает парламентарий и тот факт, что в районе Азовского моря командование ВСУ собирается регулярно проводить общевойсковые учения для отработки «вероятного вторжения российского десанта с моря». Ожидается, что до конца нынешнего года в Бердянск перебросят остатки Южной военно-морской базы из Николаева, которая находилась до 2014 года в Донузлаве. Хотя реальность на данный момент такова, что, кроме пары бронекатеров, усилить военное присутствие ВМСУ в акватории Азовского моря больше и нечем, и вот — почему.

 

Ни шатко, ни валко

 

Строительство малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») постоянно затягивается.

Закладка двух первых, предназначенных для ВМС Украины, была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины, до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М».

Первые два бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода «Ленинская кузница» их строительство затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.

Строительство бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве «чрезвычайного военного заказа», а дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым нынешним президентом Украины Петром Порошенко.

В ноябре 2015 года спустили, наконец, на воду два бронекатера — «Аккерман» и «Бердянск», после чего оба катера были переправлены для доукомплектования и проведения испытаний в Одессу на ОСП «Судоверфь Украина». А спустя полгода на ПАО «Завод «Ленинская кузница» состоялась церемония закладки для ВМС Украины еще четырех малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М»).

Когда они поступят на вооружение ВМС Украины и будут ли доставлены в Бердянск — сказать никто не может. Кроме того, с декабря 2016 года в Киеве строятся первые два быстроходных бронированных десантно-штурмовых катера типа «Кентавр» (проект 58181). Каждый, как планируется, будет способен со скоростью 35 узлов доставлять к побережью взвод спецназа численностью в 28–32 человека. И прикрывать высадку из реактивной системы залпового огня, а также крупнокалиберными пулеметами или 30-мм (40-мм по стандартам НАТО) автоматическими артустановками. Исходя из этих тактико-технических характеристик, будущие «Кентавры» тоже, скорее всего, свою службу начнут не в Черном, а в Азовском море.

Предполагается, что малые катера ВМС Украины, приписанные в Бердянске, будут использовать тактику «волчьей стаи», разработанную подводниками нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Украинские моряки лишь немного подогнали ее под современные условия…

 

«На тебе, Боже, что нам негоже»

 

Находясь в Бердянске, я наблюдал по украинскому телевидению состоявшуюся 27 сентября в городе Балтиморе (США) церемонию передачи Украине двух катеров проекта Island, в которой принимали участие президент Петр Порошенко и вице-адмирал Береговой охраны США Майкл МакАллистер.

Катера, построенные в 1988 году, почти 30 лет прослужили в Береговой охране на Атлантике, после чего их списали и отправили на консервацию. Характеристики катера Island: длина 34 метра, максимальная скорость: 56 км/ч., экипаж: 16 человек. Автономное плавание: 5–6 суток. На вооружении этих катеров состоят автоматические пушки калибра 25 мм M242 Bushmaster и пулеметы калибра 12,7 мм М2. Из навигационного оборудования — радиолокационная станция общего обнаружения AN/SPS-73.

Однако неизвестно, останутся ли пушки и средства связи на катерах. Грузия, которая раньше также получила от США катера класса Island, приняла их уже без оборудования. Заместитель начальника штаба командования ВМС ВСУ Андрей Рыженко заявил, что техническое состояние позволит использовать эти корабли еще как минимум 15 лет, и они смогут «выполнять задачи в составе сил НАТО и ЕС, как этого требует военная доктрина Украины».

Американские катера Украина получила бесплатно, в рамках американской Программы избыточного имущества армии. Киев должен оплатить только ремонт, переоборудование и другие сопутствующие расходы. По подсчетам Радио Свободы, это будет стоить чуть более десяти миллионов долларов за оба катера. Американские катера прибудут в Одессу только в конце 2019 года. С января по июнь 2019 запланированы восстановительные работы и дооборудование катеров — в присутствии представителей украинских ВМС. Летом 2019 года в Балтимор отправятся учиться украинские экипажи; а в ноябре-декабре 2019 катера транспортируют в порт Одессы, где и приведут в рабочее состояние с помощью экспертов Береговой охраны США. Когда эти катера прибудут на ВМБ в Бердянск и прибудут ли вообще — сказать сегодня никто не может.

Процесс передачи катеров демонстрировался по всем украинским каналам, ведущие захлебывались от восторга. И невдомек им, что эта акция — еще одно наглядное подтверждение имеющего место кризиса индустриализации на Украине. Ведь на момент обретения независимости республика была способна строить авианосцы, а сегодня получает из США два бывших в употреблении сторожевых катера.

 

Одиссея «сладкой парочки»

 

Кстати, в печати прошло сообщение, что в Бердянске будут базироваться и прошедшие 11 сентября под Крымским мостом построенная на Щецинской судоверфи в Польше в 1969 году плавмастерская «ПМ-9» (ныне судно управления ВМС Украины «Донбасс») и морской буксир «МБ-30» проекта 745, построенный на Ярославском судостроительном заводе в 1973 году (ныне буксир ВМС Украины «Корец»). Однако в Бердянске этот «металлолом» (именно так, а не иначе называют «Донбасс» с «Корцем» опытные моряки) я не обнаружил. Как рассказали местные жители, эта «сладкая парочка» после «триумфального» прохода под Крымским мостом проследовала… в Мариуполь.

Но какая пропагандистская шумиха поднята в украинских СМИ вокруг этого события! Капитан первого ранга Дмитрий Коваленко, который руководил переходом украинских кораблей, заявил агентству «Укринформ», что корабли готовы были вступить в бой с российскими пограничниками. По его словам, во время прохода обстановка была «нервной».

«Боевые группы, пулеметы — все заряжено было. Два человека в полной экипировке стояли на видном месте — чтобы россияне видели. Все остальные, тоже полностью экипированные, были готовы в любую минуту выбежать… Пожарные рукава разложили, чтобы их смывать, если бы полезли», — приводит агентство слова Коваленко.

Мне как человеку, прослужившему в ВМФ около 40 лет, даже стыдно комментировать этот бред. С точки зрения современного морского боя, подобное утверждение — просто дремучая некомпетентность. Что говорит о профессиональном невежестве украинского флотоводца. Кого они собрались пугать пулеметами и пожарным шлангом? Российские корабли?

А заявление еще одного украинского «флотоводца» из Бердянска, кроме смеха, ничего другого вызвать не может. Командир украинского бронекатера «Кременчуг» Александр Регула назвал его «невидимым» для военно-морского флота России. Именно его катер, утверждает Регула, сопровождал корабль управления «Донбасс», буксир «Корец» в водах Азовского моря и остался «вообще незамеченным». При этом бронекатер невозможно было разглядеть, продолжает Регула, из-за «специальной геометрии конструкции корпуса и особой окраски».И такого рода «перлы» на полном серьезе тиражируют украинские СМИ и телеканалы.

 

Бред сивой кобылы

 

А еще они регулярно твердят о якобы готовящейся в Азовском море «российской агрессии».

Так, еще в мае бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал запаса Игорь Кабаненко заявил, что в Азовском море возникла «гибридная угроза вторжения» — ВМФ России, якобы, проводит военные учения на море «крайне близко» к украинским берегам.

Ранее вице-адмирал ВМС ВСУ Сергей Гайдук неоднократно предлагал использовать радикальные методы для «сдерживания российской агрессии». В конце июля экс-командующий ВМС Украины предложил обезопасить побережье Украины, заминировав Азовское море. Он заявил, что украинской территории может угрожать потенциальный российский десант с моря и деятельность военных кораблей ВМФ России.

Смею утверждать, что на сегодняшний день широко рекламируемой военно-морской базы в Бердянске нет. Тем временем многие российские аналитики справедливо считают, что создание базы это не что иное, как очередная провокация со стороны киевских властей.

Вот мнение сенатора от Крыма Сергея Цекова: «Азовское море неглубокое, оно не предназначено для создания военных баз, туда не могут зайти суда с осадкой больше девяти метров. А военные суда — они с большой осадкой, как правило. Поэтому это провокация». Еще один сенатор, Франц Клинцевич, утверждает, что провокации Украины в Азовском море будут продолжаться. Но ничего из этого не получится. Нервы у российских военных крепкие.

Бывший начальник штаба Черноморского флота РФ вице-адмирал Петр Святашов убежден, что Бердянск не подходит для создания военно-морской базы, которая должна всегда обладать свободным выходом в открытое море. Чтобы выйти в открытое море из Бердянска, Украина должна запрашивать разрешение у России. По словам адмирала, в Азовском море этот украинский флот будет способен только «рыбу глушить». Он назвал «чушью и глупостью» создание базы в таком месте.

По словам председателя Движения поддержки флота, капитана I ранга запаса Михаила Ненашева, самое главное в создании объекта там, где практически невозможно иметь полноценную базу из-за географических и гидрологических условий (Азовское море — это водное пространство мелководья), — это нагнетать обстановку, чтобы выпрашивать деньги и обращать на себя внимание.

Строительство Украиной военно-морской базы в Бердянске, чтобы «дать отпор агрессивным действиям РФ», вызывает недоумение даже у США. В случае конфликта Россия затопит то небольшое количество кораблей, что есть у ВМС Украины на Азове, и уничтожит базу в считанные минуты, считает американский журнал The American Conservative, как в свое время была разгромлена в течение 48 часов Грузия.

При этом издание со скепсисом ставит риторический вопрос: будут ли в таком случае США перебрасывать туда свой флот, чтобы защитить права Украины? В журнале подчеркнули, что Азовское море является исторически российским, как Чесапикский залив — исторически американским.

В течение десятилетий Украина и Россия спорили о разграничении Азовского моря, однако окончательного раздела этой территории так и не произошло. Фактически, сейчас граница между двумя странами есть лишь по дну моря, а не по воде. В 2003 году президенты Леонид Кучма и Владимир Путин подписали соглашение, согласно которому Азовское море стало внутренним морем двух стран. Но в последнее время из Киева все чаще звучат угрозы разорвать соглашение о совместном пользовании Азовским морем. Но если украинская сторона разорвет этот договор, то Керченский пролив станет недоступен для украинских судов. А новая база ВМСУ в Бердянске прекратит свое существование в зародыше.

 

***

 

Покидая Бердянск, решил пройтись по набережной, заглянул на центральный пляж. И был поражен обилием рыбаков на берегу, что раньше не наблюдалось. «Из-за этих идиотов трудно стало выходить в море, — объяснили рыбаки. — Вот и вынуждены ловить бычка и пеленгаса с суши…»

 

Валерий ГРОМАК

капитан 1 ранга в отставке

военный обозреватель «НВ»

Фото автора

БЕРДЯНСК — КАЛИНИНГРАД

 

Крейсер в степях Украины

Похожие статьи