Директор и худрук: ложа и сцена

В Москве состоялось первое собрание директоров театров – «Директорская ложа» (на снимке – один из моментов встречи). Театральные острословы уже окрестили ее «масонской ложей», имея в виду скрытую и сильную власть ее участников.

В этой шутке есть доля истины. Сегодня во многих театрах столицы именно директор правит бал, а худрук — творит. По большому счету, все, все — и финансы, и романсы, и кадры, и гастроли решает директор. Ни для кого не секрет, что в двух ведущих театрах столицы — самых звездных,  власть директоров стала абсолютной. Художественные руководители в летах, не здоровы — лечатся за границей, и сил у них хватает только на то, чтобы поставить свой спектакль. Но директор — не художник, а организатор, менеджер, администратор.

В истории российского театра всего два гения, которые были прекрасными организаторами и худруками, — Станиславский и Олег Табаков. Безграничную власть директора при действующем худруке можно сравнить с властью монарха — без парламента.
Правда, есть прекрасные решения и союзы, когда при отсутствии художественного руководителя, но с хорошим директором создается творческий совет из нескольких режиссеров или творческие лаборатории с режиссерами-руководителями. По такой схеме сегодня, не побоюсь этого слова, превосходно работают два театра Москвы — Академический театр имени Моссовета и Школа Драматического искусства. Директоры обоих театров – женщины: Валентина Панфилова (театр Моссовета) и Ольга Соколова (Школа Драматического искусства). Режиссерская коллегия в театре Моссовета в составе трех мастеров: Сергея Юрского, Андрея Кончаловского и Юрия Еремина занимается творческими вопросами  и, судя по показателям театра, делает это превосходно. Валентина Панфилова управляет славным театром с легендарной историей интеллигентно, благородно,  прислушиваясь к пожеланиям артистов и художников. Попросила Валентина Талызина к своему юбилею спектакль «Васса» — ее желание было исполнено. В театре нет скандалов, ложного блеска, криков о славе, гонений на оппонентов…Школа Драматического Искусства — не Академический театр, а творческая лаборатория, мастерская — так ее создавал Анатолий Васильев, и в театре работают три лаборатории под руководством Игоря Яцко, Александра Огарева, Дмитрия Крымова. Каждый месяц в театре — премьера, которая становится событием культурной жизни Москвы. Директор театра Ольга Соколова создает идеальные условия для творчества. Согласитесь, лучше, когда в каждом театре — три равноправных художника, а не один? Это  препятствует самодурству некоторых худруков, а его в истории российского театра было предостаточно. Да и время сейчас такое, когда один вкус даже гениального режиссера не может быть единственно возможным и господствующим. Все режиссеры с возрастом теряют некоторые качества, навыки и мало кто из них обходится без «потерь качества».
Все театры Москвы за редким исключением — государственные и финансируются за счет денег налогоплательщиков, то есть зрителей. А вкусы у публики — разные. Государство не может тратить миллионы на то, чтобы один мастер «гнул свою театральную линию» и был глух к тому же современному театру. Директор театра — умный и просвещенный директор в романе Гете «Фауст» говорит поэту актуальные и сегодня слова: «Пусть каждый кое-что на вкус получит свой! Кто много предложил, тот многим угождает. И вот толпа идет довольная домой».
Театр — это публика. Когда она есть, тогда и ложи блещут, и лица сияют радостью. Наша публика -демократичная, как и жизнь, и в театре должна быть демократия, а не диктатура и власть одного подчас очень пожилого и больного. И директор не должен вести себя по-царски, как это происходит в некоторых театрах.
Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

NB!

Мнение авторов и колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции.

 

Директор и худрук: ложа и сцена

Похожие статьи

Send this to a friend