Бензиновый беспредел

5Июн, 2018

Бензиновый беспредел

Май ознаменовался новым ростом цен на автотопливо.

 

За последние несколько недель бензин подорожал почти на два рубля. По данным Росстата, средняя цена на бензин в России превысила 42 рубля за литр. Можно ли сдержать рост цен на топливо?

 

Минэнерго и ФАС предложили правительству кардинально снизить акцизы на топливо из-за рекордного роста цен на бензин на внутреннем рынке. Правительство обсуждает возможность снижения акцизов на топливо на 2–4 руб. за литр, заявил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на заседании комитета. «Правительство сейчас думает, как выпустить постановление, чтобы акцизы снизить на 3 тыс. — на дизельное топливо, на 2 тыс. — на бензин», — сказал Москвичев. Сейчас акцизы на бензин пятого класса и дизель составляют 11,2 тыс. руб. за тонну, то есть обсуждается снижение на 18–27%. Но это — капля в море. Акцизы — не главное, главное — ценообразование в целом.

Дело в том, что около 80% себестоимости производства бензина определяет сырье, поясняет аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Как правило, рост валютных нефтяных котировок компенсировался укреплением курса рубля, а падение нефти — ослаблением российской валюты. В результате этого в пересчете на рубли стоимость нефти оставалась относительно стабильной, она держалась в диапазоне от 2400 до 3200 рублей и не слишком влияла на розничные цены.

Главным фактором роста цен в такой комбинации были ставки акцизов на моторное топливо. Доля акцизов в розничной цене бензина достигает 20%, а по дизельному топливу — 15%. Повышение акциза на каждые 500 рублей на тонну фактически добавляет к розничной цене по 37 копеек на литр бензина и по 43 копейки на литр ДТ.

Иными словами, рост цен на бензин — не следствие колебаний цен на мировом рынке нефти, а всего лишь частная инициатива российского правительства.

В условиях кризиса озабоченное наполнением бюджета государство постепенно повышало ставки акцизов. Сейчас они составляют уже 11 213 рублей за 1 тонну бензина и 7 665 рублей за 1 тонну ДТ, а с 1 июля должны были вырасти до 11 892 и 8 258 рублей соответственно.

Однако сейчас фактор акцизов стал менее заметен на фоне основной причины. На рынках сложилась уникальная ситуация — несмотря на рост цен на нефть, которая стоит уже выше 75 долларов за баррель, рубль не укрепляется. Напротив, из-за новых санкций в начале апреля рубль еще и подешевел на 9%. В результате в пересчете на рубли нефть стоит уже около 4 700 рублей за баррель, т.е. в полтора раза выше обычного.

Естественно, что в такой ситуации себестоимость производства бензина резко выросла, за ней поднялись и оптовые цены производителей. Розница сдерживала повышение цен сколько это было возможно, но больше не в состоянии этого делать — биржевые цены на топливо фактически сравнялись с розничными, не оставляя прибыли для сетей АЗС. Этим и вызван ценовой скачок апреля и мая.

При сохранении сложившейся на рынках ситуации тенденция роста может продолжиться. Даже если она стабилизируется на нынешнем уровне, цены на бензин и ДТ могут вырасти на 3–5 рублей, чтобы обеспечить хотя бы минимальную рентабельность для АЗС, а плановое повышение акцизов добавит еще около 40 копеек.

Однако ситуацию можно смягчить, если не повышать, а снизить ставки акцизов. Рост нефтяных цен обеспечивает рост поступлений в бюджет, и необходимость в дальнейшем поднятии ставок акцизов отпала.

Есть информация, что в правительстве уже обсуждается снижение ставок акцизов на моторное топливо в размере 3000 рублей на тонну бензина и 2000 рублей на тонну ДТ. Это даст понижающий эффект в размере около 2,20 рубля на литр бензина и 1,70 рубля на литр ДТ, подсчитал аналитик «Финама» Алексей Калачев. С учетом рентабельности АЗС такой шаг способен если и не снизить розничные цены на бензин, то хотя бы остановить их дальнейшее повышение.

 

Алексей СОКОЛОВСКИЙ

 

NB!

 

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Как сообщило РИА «Новости», Совфед планирует направить официальные письма в Минсельхоз и Минэнерго в связи с резким ростом цен на бензин в стране. Данную тему поднял глава аграрного комитета Совета Федерации Михаил Щетинин. В свою очередь спикер верхней палаты ФС Валентина Матвиенко поддержала его предложение. Ранее сообщалось, что цены производителей на автомобильный бензин в апреле текущего года выросли на 13%, а по сравнению с прошлым годом темп роста цен увеличился в три раза.

 

Похожие Посты

468 ad