Она подносила снаряды…

Я пересматриваю старые, слегка пожелтевшие фотографии минувшего века. На них — скромная, неприметная женщина, мать пятерых детей.

 

— Я считаю ее просто святой, а проведенную тогда съемку, — одной из самых важных в моей жизни, — рассказывает автор снимков, известный фотохудожник Леонид Лазарев. В его архиве сохранились сотни снимков, связанных с Лобней, где вблизи озера Круглое проживает и сам Леонид Николаевич. Есть среди этих снимков и немало фотографий военных лет, ибо тема Великой Отечественной войны для него — почти сакральная. В стопке фотографий этой тематики и оказался снимок той женщины — немолодой, с усталыми глазами…

И Леонид Николаевич рассказал такую историю.

 

Однажды (это было в 1967 году) он ехал на автобусе из Лобни к себе домой к Круглому озеру и услышал разговор пассажиров, что в их городе скоро появится памятник «Зенитное орудие», посвященный Победе. Рассказывали там и о своей землячке Евдокии, которая имеет к этому памятнику непосредственное отношение.

Лазарева эта история очень заинтересовала…

В то время Леонид Николаевич работал фотокорреспондентом во Всесоюзном журнале «Кругозор». Он сообщил руководству журнала о предстоящем событии, которое не оставило его равнодушным. «И вместе с журналистом Галиной Шерговой и звуковиком Сергеем Есиным, впоследствии ставшим ректором Литературного института, по заданию редакции нас направили к месту установки памятника, — продолжил свой рассказ Леонид Николаевич. — Мы приехали к месту будущего мероприятия накануне, где еще только шли подготовительные работы. Вместе с рабочими какая-то женщина разравнивала лопатой землю. Познакомились. Оказалось, это та самая Евдокия Иващенкова. После подробного интервьюирования моей коллегой Евдокии и артиллериста Гайка Шадунца и записи их рассказов для будущей пластинки в журнал, подошла моя очередь. Я отозвал в сторонку Евдокию и сделал около пятидесяти снимков. Она была одета более чем скромно, я бы даже сказал, бедно — пальто 40-х годов, серый платок, завязанный вокруг шеи, на ногах галоши. Ее лицо было деформировано, одна его сторона была опущена — последствия 1941 года. Во время съемок мы беседовали с ней. Евдокия рассказала, что муж ее был на фронте, а она осталась с малолетними детьми одна. Шли ожесточенные бои, враг буквально наступал на пятки городу. У наших бойцов не хватало орудий, людей. В течение двух дней расчет одного орудия сержанта Гайка Шадунца противостоял десяткам немецких танков. Это было немыслимо! Не хватало рук, нужна была реальная помощь гражданского населения. Позвали на помощь и Евдокию. Не задумываясь ни на минуту, она бросилась помогать солдатам, оставив маленьких детей дома. Она старалась помочь чем могла: приносила солдатам горячую воду, еду, а кроме того, под свистящими пулями над головой подносила бойцам снаряды, каждый из которых весил по девять килограммов! Мыслимо ли это? Помощь этой женщины в тот момент была просто неоценимой. Бойцы в той битве выстояли и не пропустили фашистов через рубеж — лобненский переезд. И в этом была и заслуга простой русской женщины — Евдокии Иващенковой.

Она не получила за это никаких наград от страны. Зато Бог наградил ее жизнью, сберег ее детей, муж вернулся с войны здоровым и невредимым. Она вырастила пятерых детей и прожила долгую, пусть и скромную жизнь. И это ли ни счастье! И все же. Возвращаясь к тем далеким страшным военным годам, трудно себе представить маленькую, хрупкую женщину, многодетную мать, которая, заметьте, не по приказу сверху, а по велению души и сердца, под свистящими над головой пулями подносит бойцам еду, снаряды к той пушке, что сейчас высится в Лобне на пьедестале…»

 

Фаина ЗИМЕНКОВА

Фото Леонида ЛАЗАРЕВА

 

NB!

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. Сейчас Леонид Николаевич добивается того, чтобы и самой Евдокии Иващенковой — рядом ли с «Зенитным орудием», что было бы логичным, или в ином месте Лобни — установили памятник. Пусть скромный, какой была его героиня, но посвященный именно ей и десяткам таких матерей, как она.

Увы, попытки Лазарева увековечить память Евдокии пока безуспешны, но Леонид Николаевич не теряет надежды, что справедливость, наконец, восторжествует. В конце концов, это ведь нужно не павшим, это больше нужно живым, считает ветеран фотожурналистики. Чтобы наша благодарная гражданская совесть была чиста перед такими, как Евдокия. И чтобы наше подрастающее поколение осознавало, какие неимоверные жертвы были отданы во имя победы.

 

Она подносила снаряды… Она подносила снаряды…

Похожие статьи

Send this to a friend