Свет в конце тоннеля?

Молодые ученые собрались в Звенигороде, чтобы осуществить прорыв в науке.

 

Неожиданности начались еще до открытия этой необычной Школы.

 

В автобусе знакомлюсь с делегатами, которые прилетели с Камчатки. Интересуюсь, кто чем занимается, хотя мне ясно, что, конечно же, горбушей — так сказать, «визитной карточкой» полуострова.

И вдруг слышу в ответ: «А я изучаю серебристого карася». И на мое недоумение девушка добавляет:

— Конечно, это звучит необычно, но в 30-е годы на Камчатку был завезен карась, предполагалось, что им будут кормить собак, чтобы беречь ценные виды рыбы… Однако теперь камчадалы и сами не прочь побаловаться карасем…

— И чем он отличается от нашего, европейского?

— У нас воздух чище, да и озера тоже, а потому карась вырастает хорошо, есть прекрасные экземпляры, которых в других местах не сыщешь.

— Потому ихтиологи у вас изучают карасиков?

— Нет, я одна на Камчатке ими занимаюсь… Сюда прилетела, чтобы пообщаться с коллегами, узнать что-то новое, и главное — набраться ума-разума у старших коллег, которые будут выступать с лекциями…

Моей собеседницей оказалась Ксения Мягких, одна из 150 слушателей Школы в Звенигороде.

Уже само по себе открытие Школы молодых ученых «Перспективы рыболовства и аквакультуры в современном мире» — в наше время событие необычное. У ведомств и министерств одна отговорка — мол, денег нет. Тем не менее, Федеральное агентство по рыболовству и Академия наук посчитали, что именно общение молодых исследователей и маститых ученых способно проложить новые пути в науке.

Да, можно было узнать, как прижился карась на Камчатке, а камчатский краб в Баренцевом море, удалось ли увеличить стадо осетровых после запрета на их вылов, как разводить в садках форель и семгу, что необходимо для эффективного выращивания карпов, и главное — каким образом следует рационально, по-научному использовать огромные богатства Мирового океана.

По всем этим проблемам в Школе шли активные дискуссии, представлялись доклады, проходили специальные семинары. Но мне хочется выделить одну особенность в проведении нынешней Школы молодых ученых.

Современная наука нуждается в новых идеях, в прорывных технологиях, в появлении новых областей поиска. Куда же направить свои усилия?

Ответы пытаются найти в разных странах, и те, кто первый «увидит» будущее, то и выиграет гонку в развитии своей страны.

Своими размышлениями о новых путях в науке в ходе общения с молодыми коллегами поделились не только известные ихтиологи, но и представители Академии наук. Разговор шел откровенный, маститые ученые советовались с молодыми, каким направлениям следует отдать предпочтение. И в этом поиске, как мне кажется, был найден «свет в конце тоннеля». Я имею в виду проект по исследованию Мирового океана, который представил вице-президент РАН академик А.В. Андрианов.

— В космосе побывало уже более 550 человек, — сказал он, — а океанского дна в самом глубоком месте достигли только трое. По пальцам можно перечислить тех, кто опускался на глубины в шесть километров. А ведь там идет бурная жизнь, и с помощью роботов мы ее уже может наблюдать… Биологические ресурсы глубин океана огромны, и их надо осваивать. Да, это программа рассчитана на будущее, но уже сейчас мы можем получать уникальные вещи.

— Какие?

— Например, в глубине океана живут организмы, которые не подвержены раковым заболеваниям. Значит, мы можем получать антибиотики, которые способны предотвращать размножение злокачественных клеток. Это вполне реально уже сейчас.

Академик Андрианов рассказывал о новом проекте увлекательно, интересно. Нет сомнения, что среди молодых ученых у него теперь немало сторонников. Не исключено, что для Дальневосточного отделения РАН, которое возглавляет академик А.В. Андрианов, проект по исследованию Мирового океана объединит самых разных специалистов. И, возможно, именно он и станет самым «прорывом в науке», о котором мечтают и ученые, и политики, и общественность.

…Школы молодых ученых, к сожалению, проводятся сейчас редко. «Затраты слишком велики», — сетуют чиновники.

Однако хочу напомнить один эпизод из жизни МГУ. В университете читал лекцию академик Л.Д. Ландау. Понятно, что она вызвала огромный интерес, и зал был переполнен.

Лев Давыдович начал лекцию так:

— В этом зале более 300 человек. То, о чем я буду говорить, поймет лишь один из присутствующих. Я не знаю его. Но я знаю точно: именно он сделает в физике нечто, что полностью оправдает все средства, которые государство платит нам всем…

Когда сегодня речь заходит о том, что проводить Школы молодых ученых экономически невыгодно, я хочу, чтобы вспоминали слова великого и мудрого Ландау.

 

Владимир ГУБАРЕВ

научный обозреватель «НВ»

Фото автора

 

Свет в конце тоннеля?

Похожие статьи

Send this to a friend