Сапожники без сапог

Темпы выбытия сельхозтехники существенно опережают темпы обновления парка машин

 

Ныне вновь активно обсуждается тема ввода в оборот заброшенных 41 млн га сельхозземель (половина заросла кустарником). И это при том, что по целевому назначению не используется уже 56 млн. га или 14,5% земель сельскохозяйственного назначения. Только чем поднимать «новую целину»?

 

На днях председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Владимир Кашин на парламентских слушаниях по вопросам стратегического развития отраслей сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения посетовал:

— Сегодня в сельском хозяйстве сохраняется тенденция сокращения техники, темпы выбытия техники существенно опережают темпы обновления парка машин. Оснащенность техникой и оборудованием сельхозпроизводителей остается на низком уровне, который не позволяет выполнить все сельскохозяйственные работы в срок, что ведет к недополучению и потерям не только зерна, но и овощей и фруктов.

Действительно, доля машин со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет 59,6 %, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам — 45,4 и 44,4 процентов соответственно. Трактор, отработавший 10 лет в поле, малоэффективен. Уровень износа сельхозтехники остается очень высоким. «Эту ситуацию надо срочно менять, — считает Кашин, — делать всё возможное для того, чтобы сельхозпроизводители, владельцы полей и ферм могли спокойно заказывать и приобретать технику отечественных производителей, не уступающую по своим характеристикам зарубежным аналогам.

Например, современные ростовские комбайны хорошо отработали сезон 2017 года и технически превзошли белорусские и другие зарубежные образцы».

При этом есть над чем работать и машиностроителям. Когда через год эксплуатации выходит из строя двигатель отечественного производства, его меняют оперативно по гарантии, но трактор не работает в то время, когда он необходим.

Сегодня наши селекционеры, ученые создают сорта зерно-бобовых культур с урожайностью 100 ц/га, при этом убирая ее старыми машинами, мы несем огромные потери. Тут другая должна быть технология, другое качество, которое должно работать, исходя из этого урожая.

Кроме того, если взять подотрасли картофелеводства, овощеводства, а также производство и уборку кормовых культур, отрасль животноводства, то это огромный пласт работы для сельхозмашиностроителей. Все оборудование, начиная от роботизированных ферм, заканчивая обычными машинами, импортное. Это огромное поле для инженерной мысли.

Но чтобы все это работало как единый механизм, необходимо серьезное межведомственное планирование, системная работа. Чтобы и производители сельхозтехники, и труженики полей и ферм могли быть уверены в том, что одни смогут реализовать произведенную технику, а другие ее купить.

Владимир Кашин подчеркнул, что проект федерального бюджета на 2018 год предусматривает выделение 8 млрд. рублей на обновление парка сельскохозяйственной техники в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», что на 5,7 млрд. рублей меньше, чем было направлено в 2017 году на предоставление субсидий производителям сельхозтехники.

Учитывая, что количество тракторов в 2017 году по сравнению с 2016-м сократилось на 0,4%, кормоуборочных комбайнов — на 0,7%, темпы выбытия сельскохозяйственной техники превышают темпы приобретения, необходимо предусмотреть увеличение финансирования этой подпрограммы.

Аграрный комитет намерен работать над тем, чтобы скорректировать расходы на приобретение и модернизацию техники. Для того, чтобы полностью обеспечить свои потребности в технике, сельхозпроизводителям необходимо ежегодно приобретать по 45 тыс. тракторов, 14 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов. Вместе с тем, на 2019 и 2020 годы финансирование данного мероприятия не предусмотрено. А ведь востребованность сельхозтехники будет расти — в стране 41 млн га, которые еще не ввели в оборот.

«Цифры, которые приведены, говорят о том, что финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства надо увеличивать в два раза, и бюджет на АПК должен составлять не менее 400 млрд рублей, а не 222 млрд. рублей, как это заложено на 2018 год», — резюмировал глава аграрного комитета ГД.

Но это пока несбыточная мечта.

Нынешний богатый урожай не знают куда девать, рассовывают по всем сусекам, амбарам, хранилищам, толкают за рубеж. Зернотоки перегружены. Животноводам фураж особенно не нужен — число коров с каждым годом уменьшается. Немалая часть зерна, как считают эксперты, сгниет. Многие товаропроизводители с тоской вспоминают советскую плановую экономику, а ветераны любимую «Прокати нас, Петруша, на тракторе»…

 

Александр РЫБАКОВ

спецкор НВ

 

Сапожники без сапог

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend