«Я пришел дать им жизнь»

Московский художник Андрей Щербаков решил необычным образом «воскресить» заброшенные здания БЦБК.

 

Кто не знает, БЦБК — аббревиатура Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, еще недавно гремевшего на всю страну как экологически опасный объект, угрожающий жемчужине Байкалу. Ежегодно завод сбрасывал в «священное озеро» несколько десятков миллионов кубометров плохо очищенных сточных вод.

 

Закрытия этого вредоносного предприятия защитники природы ждали с 2008 года и, в конце концов, добились своего: 13 сентября 2013 года с конвейера БЦБК сошла последняя тонна беленой целлюлозы.

А здания остались. Их-то и облюбовал Андрей Щербаков, художник из Москвы, заехавший в Байкальск навестить живущего здесь брата. Перед тем, как уехать домой в столицу, Андрей решился на сногсшибательный перформанс в стенах заброшенных остовов-руин комбината.

— Сама идея пришла в голову давно, — рассказывает художник. — Хотелось попробовать написать что-то на старых заброшенных зданиях, отталкиваясь от того, что стены говорят о себе сами через пятна осыпавшейся штукатурки или паутинами трещин. Иногда тема возникает просто от созерцания стены, от общей атмосферы.

Сейчас, рассказал мой собеседник, широкое распространение получило такое направление в искусстве, как стрит-арт (в буквальном переводе с английского Street Art — «уличное искусство») и граффити, что, однако, не совсем одно и то же.

В арсенале у стритартеров, в отличие от мастеров граффити, не только баллончики с краской, но и мелки, трафареты, пластик, изолента, стикеры и многое другое, включая лазерные проекции и светодиодные инсталляции. И еще уличному художнику просто необходим фотоаппарат или кинокамера, ведь произведения крайне недолговечны. Запечатлеть их на память — не менее важная часть работы, чем сама нарисованная на стене картина.

Это направление возникло сначала в Европе, продолжилось в Америке, а сейчас распространилось и по России. Современные художники, чаще всего из тех, кого отвергли в галереях, реализуют себя на стенах зданий в городах.

Но поскольку такая деятельность в нашей стране приравнивается к вандализму, многие художники стали искать брошенные, никому не нужные здания.

— Бывая на выставках современных художников в Москве, я обратил внимание на низкую их посещаемость, — говорит Андрей. — Ну, и какой смысл тратиться на экспозицию, если можно сделать себе рекламу, причем почти бесплатную, но более эффективную, рисуя на стенах и выкладывая свои работы будь то в своем блоге в соцсетях, будь то на специальных сайтах. В этом случае просмотров будет гораздо больше, чем число посетителей от «реальной» выставки. Не менее важен (если не более) и конечный результат в виде ожившего здания. То есть, выставочная деятельность уходит в интернет, и художникам приходится менять тактику.

Нынешним летом в Байкальске побывал аргентинский художник, расписав две стены на жилых домах в виде абстрактного минимализма. Еще несколько домов расписаны в наивном жанре, лишь бы закрыть написанные кем-то матерные слова.

Андрей пошел дальше, выбрав площадкой для воплощения художественных идей БЦБК. Но сначала надо было получить «добро» от службы безопасности комбината и Росгеологии, которая занимается нейтрализацией еще остающихся здесь токсичных веществ.

По большому счету, Андрею Щербакову помогли его многочисленные регалии: он член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии народного искусства, член Союза писателей России. Попутно Андрей с братом решили снять на площадке комбината документальный фильм о стрит-арте и граффити.

Братьев сопровождала охрана, им предоставили электричество, снабдили тележкой для тяжелого проектора, большой лестницей и другим необходимым оборудованием.

— Сами для себя мы отрабатывали опыт проведения арт-фестиваля в промышленной зоне, с тем, чтобы вдохновить других на такое же «оживление» заброшенных промышленных зон, которых в России в большом избытке, — рассказывает Андрей. — Мы планируем сделать документальный полноценный фильм, который предложим общественности либо в доступном виде в интернете, либо на каком-нибудь фестивале. По причине того, что многое получилось спонтанно, проект нам очень дорого обошелся, зато мы приобрели колоссальный опыт.

 

Михаил ЮРОВСКИЙ

Иркутская область

Фото автора

 

«Я пришел дать им жизнь»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend