Плюсы и минусы современного образования

После первой публикации «Коллегии главных редакторов России» на тему реновации к совместному проекту Союза журналистов РФ и «Мира новостей», в котором выходит «НВ», начали присоединяться и главные редакторы из других регионов России. «НВ» приглашает и своих читателей активно участвовать в обсуждении актуальных проблем нашей жизни.

 

…Все мы вышли из 1 сентября — прекрасного и памятного многим поколениям Дня знаний. Накануне очередного праздника мы задали своим экспертам важные вопросы о качестве и проблемах образования в стране.

Напоминаем, что цель проекта «Коллегия главных редакторов России» — не просто обсудить проблему на страницах газеты. Мы, как объединение экспертов, обладающих большой информационной и организационной силой и возможностями, хотим добиваться формирования консолидированного общественного мнения по сложным и важным проблемам.

 

Что в кармане у учителя?

 

Готовя наш материал, мы не могли обойтись без официальных цифр. Грустно, что каждый пятый учитель в стране (22%, по данным «Левада-центра») недоволен своей работой. В первую очередь — из-за зарплат (недовольных — более 65%).

По данным наших экспертов, в Смоленской области средняя зарплата учителей за 2016 год составила 23482 рубля, и она совпадает со средней по региону.

В Воронеже, по данным за май, средняя зарплата школьных педагогов области составила 25161 рубль — это на 7,5% выше среднего ежемесячного дохода в регионе.

«По итогам полугодия у учителей Кемеровской области зафиксировали зарплату в 32907 руб. Средняя зарплата в Кузбассе — 35077 руб.», — пишут нам журналисты из Кузбасса.

Коллеги из Рязани считают, что «…в регионе зарплаты в образовании примерно на 8 процентов выше среднеобластного уровня». Из Перми сообщают, что «…в среднем педагоги региона имеют в месяц 25 тыс. рублей. Педагоги сельских школ получают около 15 000 рублей. Молодые специалисты вообще около 10 000».

Конечно, трудно установить точную картину доходов педагогов по России. Но ясно одно: формально зарплаты везде, конечно, выросли. Однако с учетом резкого удорожания продуктов и услуг — все выглядит довольно уныло.

«Есть очень широкий диапазон зарплат педагогов: от 15 до 28 тыс… В среднем, соответственно, получается в районе 20-ти», — пишут нам коллеги из Волгоградской области.

При таких доходах искреннее желание учить детей может быть, наверное, только у редких подвижников.

 

Сокращение во имя качества?

 

Немало полемических копий сломано в последние годы вокруг вопроса — стоит ли сокращать малокомплектные школы в небольших селах? Мы посмотрели официальные данные.

Численность школ в России:

1991г. — 69700

2000г. — 68100

2015г. — 44100

Источник: Росстат

При этом в 2017 году в школы пойдет на 150 тысяч первоклассников больше, чем в прошлом году. И мест уже не хватает.

«Есть старая поговорка — «умерла школа — умерло село» — напоминает Александр Белявцев, главный редактор газеты «Берег» (Воронеж).

«Время от времени вспыхивают очаги «социальной напряженности», вызванные именно ликвидацией сельских школ. Нынешним летом это было в Киржачском, Камешковском и Муромском районах», — пишет нам главред газеты «Призыв» Николай Лившиц из Владимира.

«Конечно, закрытая школа ставит под вопрос перспективы села. Но экономически это выгодно, да и уровень образования становится выше. Организуется транспорт для доставки детей в школы», — рассуждает Валерий Качин, главный редактор областной газеты «Кузбасс».

А главред газеты «Рязанские ведомости» Галина Зайцева ответила, что эта проблема «…для нашего региона не существенна — ее решали гораздо раньше, лет 10–15 назад. Но чаще закрывали школу там, где уже почти не оставалось учеников и роста их числа не ожидалось. Сегодня в регионе школы строятся — и в областном центре, и на селе».

 

Не ЕГЭ единым?

 

Систему образования страны долго «перепахивали» с помощью ЕГЭ, и споры на тему «лучше-хуже стало» не утихают.

«Тот, кто успешен, ЕГЭ критиковать не будет, а другой лагерь способен долго говорить о стрессе, поломанной психике и нарушенном семейном микроклимате», — замечает Константин Карапетян, главный редактор газеты «Волжская правда» (Волгоградская область).

«Прежде все-таки учитель был во многом и наставником ученика. С введением ЕГЭ школа вернулась к временам бурсы, где начетничество подчас преобладает над здравым смыслом. Но это не вина, а беда школы, по которой бронепоезд ЕГЭ прошелся очень мощно. Что же до образовательных стандартов, то не вижу смысла говорить о них, ибо, по моему мнению, реальная жизнь и те требования, которые в них заложены, находятся в параллельных плоскостях», — скептически оценивает положение дел Игорь Красновский.

О «диктатуре отрывочных знаний, клиповости из-за ЕГЭ» пишет Николай Лившиц. А вот что думает наш эксперт из Кемерово Валерий Качин:

«На взгляд ученика советского периода, образование, мягко говоря, не улучшилось. И ЕГЭ этому не способствует. Всякого рода реформы не привели к повышению качества знаний».

Это мнение, с оговорками, разделяет и Галина Зайцева: «Утеряна системность получения знаний, которая была у советской школы. Что-то из прежнего опыта сегодня пытаются вернуть, в том числе — взаимосвязь процесса образования и воспитания. Но пока учитель будет «бумажным солдатом», погрязшим в отчетах и справках, которых от него требуют, трудно говорить о кардинальных переменах. Хорошо уже то, что наметился отход от тестовой «угадайки» на экзаменах».

Более положительно относится к ЕГЭ и современным методикам образования коллега из Дагестана.

«…Реформаторами учитывается прежний бесценный опыт, методики советской школы, и сегодня уверенно конкурирующие с европейскими… Сегодня наша республика входит в число успешных регионов по сдаче ЕГЭ, и стыдиться за результаты, пусть даже и не очень высокие, не приходится», — размышляет Бурлият Токболатова, главный редактор «Дагестанской правды».

Свой взгляд на проблему у Натальи Копыловой: «Думаю, что современное образование просто перестроено под это новое компьютеризированное поколение. И, на мой взгляд, удачно перестроено. Моей младшей дочери 15 лет, потому говорю не понаслышке. Тестовые задания для этого поколения — наиболее удобная форма для сдачи экзаменов. Они и мыслят вот так технично, попунктно. И я считаю, что зря так уж ругают ЕГЭ. Оно показывает реальный уровень знаний учащегося. Нельзя на нем методом «тыка» набрать хорошее количество баллов».

 

Заключение

 

В середине лета министр образования и науки Ольга Васильева анонсировала очередную масштабную реформу школьного образования в стране — передачу школ от муниципальных властей региональным. Она сетовала, что «…сейчас школы вне государственной опеки и заботы…Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону». Вертикаль образования по типу вертикали власти? Ну-ну…

Бывают, конечно, и вменяемые реформы. Решили вот недавно сократить избыточную отчетность, когда в образовательные организации поступает до 20 запросов в месяц, по которым необходимы сбор и анализ информации. Так что, не все еще у нас потеряно…

 

Подготовил Евгений МАЛЯКИН

 

Игорь Красновский, главред «Смоленской газеты» поделился удивительной историей: «Еще в 2006 году в деревне Шапы Демидовского района встал ребром вопрос о закрытии школы. Там осталось 6 учеников (притом что в поселении было зарегистрировано 200 жителей). Ликвидация учебного заведения стала лишь вопросом времени. Чтобы не потерять работу и надежду на возрождение родной деревни, учителя решились на отчаянный шаг — взяли в свои семьи приемных детей. Сначала это были пять ребят из интерната. Сегодня 90% детей этого учебного заведения — приемные, взятые на патронатное воспитание местными жителями. Причем, по мере взросления детей приемные родители продолжают эту благотворительную миссию и берут в свои семьи из интернатов все новых воспитанников. На конец мая текущего года в Шаповской школе обучались 37 детей, из них 32 —приемные».

Получается, там, где оптимизации школ на селе люди не хотят — они могут противопоставить ей свои пути решения?

 

NB!

 

Более подробную информацию о проекте и полные версии публикаций Коллегии вы можете найти на сайте «Мира новостей» — mirnov.ru

 

Плюсы и минусы современного образования

Похожие статьи