Былых времен былая слава

Российские авиастроители, создавшие в советские времена прославленные «Ту» и «ИЛы», с недоумением восприняли известие о том, что новый флагман гражданской авиации России поручено создавать… китайцам.

 

Недавно российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ее китайский аналог, корпорация COMAC открыли офис совместного предприятия, которое станет выпускать широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС) нового поколения. Офис открыт в Шанхае, где будет осуществляться окончательная сборка нового лайнера. Там же разместится и инженерный центр, хотя сначала хотели открыть его в Москве. Первый вылет нового воздушного судна планируют в 2025 г. В ОАК утверждают, что сотрудничество будет паритетным. Однако специалисты сильно сомневаются в этом. Окончательная сборка в Шанхае означает, что «в общественном сознании самолет будет считаться китайским, так как только производство приносит наибольшую известность, авторитет и славу», разъясняет сайт «Авиация России».

Почему же окончательный выпуск самолета перенесен в Китай? Глава ОАК Юрий Слюсарь объясняет, что «сборка должна быть близка к наиболее емким рынкам». По его словам, из общего объема самолетов, которые в ближайшие годы будут востребованы в этом сегменте, порядка 15% приходятся на рынок Китая и 28% на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть и еще причина. «Не хватает собственных производственных мощностей и финансирования», — полагает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Раньше, во времена СССР, почему-то всего хватало. Отчего же теперь перестало?

У Китая совсем нет опыта производства ШФДМС. У нас — есть. С 1993 г. на Воронежском авиазаводе (сегодня это — Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)) производится самолет Ил-96. По оценкам специалистов, это прекрасная машина. За все время его эксплуатации не произошло ни одного происшествия, повлекшего за собой гибель людей.

О многом говорит и тот факт, что одна из модификаций самолета — Ил-96-300ПУ — служит воздушным пунктом управления для президента России. К сожалению, производство Ил-96, как и многих других советских самолетов, появившихся незадолго до распада СССР, массовым и не стал. За все годы их было выпущено не более трех десятков.

По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, на период создания ШФДМС «переходным» продуктом должен стать модернизированный Ил-96-400М. В 2019 г. на воронежском заводе соберут первый опытный образец этой машины. Здесь будут выпускать 2–3 таких самолетов в год, потом ему на смену придет российско-китайская машина.

Но сегодня невозможно загадывать, какая судьба ждет «шанхайский проект». До 2025 г. много воды утечет. Получив наши технологии и наработки, китайцы смогут сами выпускать ШФДМС. Как бы нам не остаться несолоно хлебавши? Почему бы ни вложить средства в производство модернизированного Ил-96, не обеспечить рабочими местами и заработками граждан собственной, а не чужой страны? Почему, наконец, до сих пор не сделано ничего, чтобы возродить былую славу отечественного авиастроения, избавившись от затянувшейся «амнезии»?

 

Борис НЕВИС

 

Былых времен былая слава

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend