Фильм Андрея Звягинцева стал событием

Спецкор «НВ» Ольга Галицкая передает с Каннского кинофестиваля.

 

Каннские жюри, как правило, непредсказуемы. Традиционно десятка ведущих кинокритиков разных стран расставляет в фестивальном издании Screen свои оценки конкурсным фильмам, а киноманы, съехавшиеся в Канны, ежедневно следят за этим, пытаясь угадать будущих победителей. Но одновременно все ждут ошеломляющих сюрпризов в финале. И все-таки. Впереди ещё половина конкурсной программы, но пока лидирует фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Съёмочная группа уже покинула фестиваль, так как официально все конкурсанты приезжают на три дня, но, возможно,  вернётся  28 мая — если будет получено приглашение на церемонию закрытия. Это станет верным знаком, что один из призов точно наш.

Кино Звягинцева — всегда предельно авторское, исключительно режиссёрское, однако актерам оно даёт «вертикальный» взлёт, они мгновенно привлекают к себе внимание и становятся знаменитыми. Так было с Константином Лавроненко, сыгравшим у Звягинцева в «Возвращении» и «Левиафане». Так будет и с Марьяной Спивак, впервые снявшейся в главной роли «Нелюбви».

Марьяна идёт по стопам своей бабушки. Она внучка знаменитой советской актрисы Жанны Прохоренко. В 1960 году юная Жанна вместе с режиссером Григорием Чухраем представляла на Каннском фестивале легендарный фильм  «Баллада о солдате» и ее имя узнал весь мир. Теперь пришёл черёд Марьяны.

«Нелюбовь» — семейная драма разводящихся супругов, настолько погрязших в своих разборках, взаимной ненависти и новых связях на стороне, что  12-летний сын для них только повод как-нибудь побольнее отомстить друг другу.  И они даже не сразу обнаруживают, что мальчик исчез. Полиция формальна и равнодушна. Отряд добровольцев-энтузиастов, имеющих опыт розыска пропавших людей, отзывчив, деятелен,  внимателен к любой детали, которая может помочь отыскать ребёнка. Но его нет нигде.

Сюжет поиска закручен как триллер и держит в напряжении все два с лишним часа, пока идёт фильм. Суть высказывания режиссера, поддержанная отличной игрой актеров, камерой выдающегося оператора Михаила Кричмана, точным, бьющим по нервам, скупым саундтреком и вообще всем, что составляет ткань фильма определяется самим понятием «нелюбовь». Это картина  о том, что  отсутствие любви, сочувствия, состраданиях разрушительно и страшно абсолютно для всего и всех — для людей, для страны, для будущего.

Мировую премьеру фильма Андрея Звягинцева посетили крупнейшие кинозвёзды мира  и, конечно же,  все российские гости фестиваля. На красной дорожке были замечены голивудские актрисы  Сигурни Уивер и Ума Турман (она выступает на этот раз в почетной роли Председателя жюри конкурса «Особый взгляд»), а также российские режиссёры Павел Лунгин и Владимир Хотиненко, продюсеры Сергей Сельянов и Катерина Гечмен-Вальдек, певец и артист Алексей Воробьев и другие.

Французский режиссёр Мишель Хазанавичус, несколько лет назад неожиданно для всех завоевавший Золотую пальмовую ветвь за фильм «Артист», с успехом показал  байопик про классика кинематографа, который выйдет у нас осенью под названием » Молодой Годар». В оригинале картина называется «Грозный» — она о том времени, когда Жан-Люк Годар ещё не был классиком, а был «молодым и рассерженным», считался  ниспровергателем основ и участвовал в знаменитых молодёжных волнениях и протестных митингах 1968 года. Кстати, в тот год усилиями Годара и его единомышленников было  сорвано проведение Каннского кинофестиваля. Режиссеры «новой волны» гневно обличали его буржуазность и конъюнктурность. С трудом пережив  тот сложный кризис Cannes, тем не менее, уцелел и в этом году, как известно, празднует юбилей.

Ольга ГАЛИЦКАЯ

 

Фильм Андрея Звягинцева стал событием

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend