Исчезающая красота

Исконно русская традиция — украшать окна домов наличниками — похоже, уходит в прошлое, но она не должна кануть в Лету. Так считает спецкор «НВ», давно занимающийся этой темой.

 

Не так давно в интернете появился «Виртуальный музей наличников» фотографа-путешественника Ивана Хафизова. В нем — уйма снимков. Яркая, зримая картина шедевров безвестных деревянных дел мастеров. Он также издал на средства спонсоров альбом наличников домов областей Центральной России. «Моя задача — успеть показать исчезающую красоту» — так определил цель своего подвижничества ценитель народного искусства. Думаю, благодаря этой обширной экспозиции, на многих новых домах страны воскресли узоры-послания предков. И не прерывается связь времен!

 

Наличники — украшение на лице строения, — дает толкование этому слову Владимир Даль. — Тонкая вязь деревянных кружев на оконных проемах изб — исконно русское творение, краса России. В глубине веков начало расцветать в нашем Отечестве это народное искусство. Но в прошлом столетии оно стало стремительно затухать, потому что людской интерес к тонкому рукомеслу угасал: оно требует не только трудолюбия, но и художественного вкуса, мастерства и времени.

Впрочем, в последние годы все больше домов с украшениями на окнах появляются в городах и весях страны. Возрождается у молодого поколения, обихаживающего свои хоромы, желание расписать узорами не только окна, но и фасад, и даже крыльцо. И появляются повсюду новые терема с живописной бахромой.

О том, что деревянные кружева ныне востребованы, убедительно свидетельствует такой факт: в мировой паутине нет числа сайтам «Резные наличники. Доставка по всей России». Причем, кроме деревянных, рекламируются и металлические, пластиковые, из МДФ и фанеры. Вилка цен — от 29 рублей до 15 000. Узоры вырезаются на дереве не вручную, а по технологиям XXI века — лучом лазера. Зачастую предлагаются стереотипные изделия.

Иные столичные и периферийные компании готовы применить лазер, чтобы выпилить орнаменты, представленные самим заказчиком: по фотографиям живых наличников или по его чертежам и рисункам.

История наличников Руси такова. Между рамой и срубом новой избы оставались щели, сколы. Через них, что называется, свистели ветра. Предки наши и стали накладывать на оконный проем деревянные доски. Так что прямое предназначение наличников — сохранять тепло семейного очага.

Исследователи деревянного зодчества спорят, когда люди начали украшать фронтоны домов декоративной резьбой? Одни утверждают, что в конце XVII века, когда появилось стекло и стало возможным прорубать в срубах окна. Другие резонно возражают: наши пращуры и так называемые глухие, из раздвижных досок, окна окаймляли узорами.

Обрамление окон в разных областях России — на особицу. За свой журналистский век я побывал во всех уголках страны. И везде фотографировал дома с красивыми наличниками. Выделяются самобытной красотой ажурные произведения плотницко-столярного искусства в Суздале, Вологде и Костроме, в Архангельске и Томске.

Особая стать и у деревянных узоров Московии. Музеем под открытым небом по праву считается Талдомский район. Полюбоваться убором здешних домов — и старинных, и современных — в музей под открытым небом туристы едут семьями, дружескими компаниями. Запечатлевают на вечную память живописную бахрому и выкладывают снимки в интернете. Чтобы ими могли полюбоваться другие.

Каждый раз, попадая в Талдом, выгадывал время, чтобы побродить не только по центру, а и по окраинным улицам. И везде делал новые открытия.

На Вокзальной улице расписан весь дом, а не только наличники. «Дом образцового содержания» — гласит табличка на фронтоне. Что ж, по праву признан администрацией города таковым. Сияет свежей краской. Рассвечен всеми цветами радуги недавно? Оказалось, этой мозаике много лет. Вот что рассказал Владимир Феоктистов:

— За домом ухаживают, вот он и смотрится, как новый. Хотя он долгожитель. Отец в 1952 году купил его в соседней деревне. Когда ломали на снос, старые резные наличники развалились. Долго стоял без них. А кругом-то расписные красавцы! Я работал трактористом, к плотницкому делу не был приучен. И всё же купил лобзик, пилочку. Сначала напилил еловых дошечек, определил их под навес на просушку. С год поспевали. Тем временем я приглядывался к резным сказаниям Талдома. И прежде всего тем, что на хоромах фронтовика Ивана Егоровича. Он описал мне технологию плетения деревянных кружев.

Насмотревшись узоров, Феоктистов садился на кухне за стол и по памяти рисовал на картоне понравившиеся, как он выразился, кренделя наличников. Рисовал простым карандашом, чтобы можно было стирать резинкой то, что хотелось поправить.

— Я не заимствовал орнаменты полностью, а зачастую переиначивал их по своему вкусу — звучит на диктофоне запись рассказа пенсионера.

В музее под открытым небом Талдома немало домов с исчезающей красотой. Причём не пустующих, а жилых. Наследники не утруждают себя ежегодной покраской наличников. И рассыпаются они в пух и прах… Уходят в небытие таинственные послания предков из глубины столетий.

В старину деревянные узоры нередко плели мастера из мастеров — художники с особым творческим даром. Но их произведения могли заказать и купить лишь состоятельные люди. Бедняки брали лобзик в руки сами. Чаще всего вырезали орнаменты по заготовленному шаблону.

Между двумя наличниками на втором снимке видна памятная доска с профилем теоретика русского анархизма, историка и философа Петра Кропоткина. Это фото я сделал в Дмитрове 6 июня 2011 года. Спасибо случаю, что успел запечатлеть, ведь вскоре эта красота исчезла… Неужели навсегда? Допустить этого нельзя!

Кстати, история этого дома такова. Пётр Кропоткин сбежал из тюрьмы в 1876 году. Оказался за границей. И лишь после Февральской революции 1917-го вернулся из эмиграции. Оказался на старости лет без кола, без двора. Граф Михаил Олсуфьев, предводитель дворянства Дмитровского уезда, сначала предложил ученому пожить в его пустующем рубленом доме на Дворянской улице, а впоследствии и продал за бесценок. В нем Петр Алексеевич прожил с 17 июля 1918-го до смерти — 8 февраля 1921-го. В том же месяце на доме появилась памятная доска работы известного скульптора Сергея Меркулова.

В начале нынешнего века дмитровчане активно взялись за создание музея П. Кропоткина. Старый сруб снесли, воздвигли новодел. Поместили между двух окон барельеф. А красивые наличники исчезли. «Когда их снимали, они от ветхости рассыпались», — сказал мне начальник управления культуры Дмитровского района.

Исчезла красота… Сохранилась лишь на моем снимке. Может, по нему восстановят сдержанные по рисунку деревянные обереги дворянского особняка?

В последние десятилетия повсюду, но особенно в Подмосковье, появилось множество бесчисленных каменных дворцов. На их пластиковых окнах тоже видны наличники — стальные решетки: современные обереги. Теперь уже не от каких-нибудь леших или «лихого взгляда», а от воров.

 

Юрий МАХРИН

cпецкор «НВ»

кандидат исторических наук

 

Исчезающая красота

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend