Мыльный пузырь Елецкого кластера

Как в старинном русском городе надували липовые «миллиардные инвестиции» в туризм.

 

«Бутафория елецкого кластера» — так назывался материал Игоря Травина, опубликованный в «Новом вторнике» (см. №3 за 31 января 2017 г.). В своем расследовании журналист показал, как из средств государственного и областного бюджетов, выделенных на развитие елецкого туристического кластера, сотни миллионов рублей «утекали» практически «в никуда».

Публикацию прокомментировала руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко: «Интересно получается: местные чиновники не видят проблем с реализацией ФЦП по развитию туризма в Ельце, а местные жители и независимые журналисты не видят развития туризма, и миллиард куда-то потерялся…»

 

Гостиница на 60 «лимонов»

 

Вернуться к этой теме «помогла» новость, пришедшая из Ельца вскоре после первой публикации. Как сообщила ГТРК «Липецк», «в городе открылась новая гостиница. Для паломников. Помогла федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации».

Очень хорошая новость. Её продолжает начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации г. Ельца Наталья Чуканова: «Соглашение на строительство гостиницы с объёмом инвестиций в 60 миллионов рублей было заключено в 2015 году».

Ну-ка, ну-ка, что это за «монастырская гостиница для паломников» за 60 миллионов рублей на семь номеров с общей кухней и общим душем?

…Поднимаюсь на Каменную гору, на которой расположен Елецкий Знаменский женский монастырь.

Игуменья монастыря, матушка Антония, на мои вопросы, кто строил гостиницу и во сколько она обошлась, отвечать отказалась: «Вы задаёте странные вопросы…»

Местные жители оказались словоохотливее: «Как, 60 миллионов?! Да за такие деньги можно построить 20 таких домов!».

Не ответила на вопрос, откуда взялась непомерная сумма в 60 млн. рублей, и Наталья Чуканова, начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации г. Ельца: «Наверное, они ещё что-то будут строить…».

И непонятно, какое отношение к маленькой монастырской гостинице имеет «Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации»?

Что ж, попробуем разобраться.

 

Инвестор с десятью коровами

 

Инвестором монастырской гостиницы выступило КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) Поликаровой. Любовь Захаровна Поликарова — мирское имя той самой Антонии, игуменьи Елецкого Знаменского женского монастыря.

Основным видом деятельности КФХ Поликаровой является «выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей». Насколько серьёзны объёмы КФХ Поликаровой, чтобы инвестировать 60 млн. рублей в гостиницу? — У нас чуть более десяти коровок, — говорит монахиня, матушка Евгения, — это молоко, творог для монастырской трапезной. Кушаем и мёд с нашей пасеки, торгуем им в монастырской лавке, есть и небольшая перепелиная ферма.

По сути, КФХ Поликаровой — натуральное хозяйство, ни какой прибыли здесь нет.

Так зачем же КФХ выступило в качестве шестидесятимиллионного «инвестора» гостиницы для паломников, если сам монастырь является «некоммерческой организацией» и имеет право строить гостиницу именно для паломников?

Ответ здесь простой. Через КФХ проще накрутить «инвестиции», в данном случае — 60 миллионов рублей. Но зачем нужно многократно завышать сумму «инвестиций»?

А вот зачем. На «елецкий туристический кластер» выделено из федерального бюджета 1 миллиард 339 миллионов рублей. Эти средства должны пойти на объекты инфраструктуры: строительство канализации, водоснабжения, водозабора.

Как расходовались эти деньги, показано в предыдущей статье «Бутафория елецкого кластера». Но есть ещё одна важнейшая статья федеральной программы: привлечение внебюджетных средств.

В Федеральной программе расписано, как формируется весь бюджет туристического кластера. Средства федерального бюджета в нём составляют 29%; средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований — 7%; внебюджетные средства — 64%.

Вот эти 64 % — а это 3 миллиарда 339 миллионов рублей — чиновники должны самостоятельно привлечь в период с 2012 до 2017 гг. на строительство гостиниц, мини-отелей, базы отдыха, туристические центры, на кинотеатры и т.д.

Поэтому перед чиновниками возникла проблема, как перед вороватым завмагом: «Где найти в депрессивном маленьком городе Ельце 3 миллиарда частных денег, чтобы ещё и скрыть бюджетную растрату?»

Здесь и возникла мысль использовать для этих целей организации типа КФХ Поликаровой и др. И включить её и их в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации.

 

Нарисуем — будем жить

 

Гостиница для паломников стоит прямо на макушке Каменной горы, рядом с монастырём.

— А что здесь раньше было на её месте? — спрашиваю у бабушки, очищающей у своего порога снег.

— Дом стоял, развалюха, его снесли.

Как же так? В перечне объектов ТРК «Елец», чёрным по белому написано: «Реконструкция жилых домов под жилые дома с культурно-паломническим центром».

Выходит, «реконструкции» не было и её лишь нарисовали, чтобы прикрыть тёмные делишки?

Сама «реконструкция» прописана в Федеральной программе развития туризма: «частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов».

В Ельце статья «реконструкция» федеральной программы развития туризма была задействована на полную катушку.

С каждым елецким предпринимателем, если он затевал мало-мальский ремонт или какое-то строительство (чуть ли не ремонт туалета), Управление культуры и туризма Липецкой области (оно является куратором «елецкого кластера) заключало «инвестиционное соглашение» о «реконструкции».

«Инвестиционное соглашение» было заключено и с КФХ Поликаровой, настоятельницей Елецкого Знаменского женского монастыря.

Текст соглашения стандартный. «Инвестор», в данном случае КФХ Поликаровой, обязуется «осуществить вложение инвестиций в реконструкцию объекта».

Управление культуры и туризма оказывает содействие, например, «в предоставлении предварительных технических условий подключения объектов строительства, создаваемых в ходе реализации Проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения» и т.д.

Гостиницу, кстати, строила бригада наших «братьев» с незалежной, канализационные трубы вывели в выгребную яму.

Такое стандартное соглашение с Управлением культуры и туризма Липецкой области было подписано ещё с десятком «елецких инвесторов». На общую сумму «реконструкции» объектов в 767 миллионов рублей!

Как это происходит? Берутся действующие рестораны, кафе. Там затевается ремонт. Сам ремонт переводится в категорию «реконструкция помещения» под ресторан, кафе, пончиковую. И выставлялись солидные «инвестиции» — от 10 до 122 миллионов рублей.

 

Сплошное надувательство

 

Наиболее показательная здесь «реконструкция гостиницы «Интурист-Елец». Сам ремонт должен был закончиться ещё в 2011 г. Но тут подоспел «елецкий кластер», и ремонт вспыхнул с новой силой. А сумма «реконструкции» гостиницы достигла невероятного размера — 442 миллиона рублей!

Открываем сайт гостиницы, вот интересный прайс: «Эконом. Одноместный (до ремонта). Цена: 750 руб/сут.».

Звоню в службу бронирования: «А что это такое, номер до ремонта?». Девушка разъясняет: «Паркет, обои прошлого века. В душевой — поддоны, лейка, шторы целлофановые…»

Выяснилось, что ремонт номеров сделан лишь на пяти этажах, остались ещё 4 этажа с «прошлого века». Между тем, эти 442 миллиона рублей липовых инвестиций в «реконструкцию» уже включены в объёмы «привлечённых внебюджетных инвестиций». Сама же гостиница «Интурист-Елец» позиционируется после «реконструкции» как трехзвездочный отель.

Цыган, как известно, надувал свою лошадь через соломинку. Дети вместо лошади используют лягушку. Чиновники, как мы видим, используют «реконструкцию».

Другой «лягушкой» надувания «внебюджетных инвестиций» стала ещё одна статья в федеральной программе развития туризма — «строительство туристско-рекреационных объектов».

Методика такая же, как и при реконструкции. Если в городе начинает строиться магазин бренда известных торговых сетей, заводские гостиницы, автосервисы — они тут же подпадают под категорию «строительства». И включаются скопом в федеральную программу развития туризма. Например, в «туристско-рекреационные» объекты вписали «автосервис с комнатой отдыха». Или «строительство объекта соцкультбыта с Пиццерией». Что это за объект «соцкультбыта»? Обыкновенный жилой дом. Цена «внебюджетных инвестиций» — 40 миллионов.Цыгана, как известно, избивают за такое мошенничество, и лошадь сдыхает. Что же будет с нашими предприимчивыми чиновниками?

Но всё ли так скверно в старинном русском городе Ельце с «развитием внутреннего и въездного туризма?». Ведь всё определяет потребитель, турист, он голосует своим приездом за качество предоставляемых услуг.

Но власти и здесь не отошли от трюков цыгана с лошадью. И надули уже самого главу правительства Дмитрия Медведева.

В постановлении правительства РФ за подписью Дмитрия Медведева от 11 июля 2016 г. о внесении изменений в федеральную программу развития туризма, сказано, что в Ельце «увеличен «туристский поток на 135 тысяч туристов в год».

Много это или мало? В 2009 г. в Ельце побывало более 30 тысяч туристов. По планам руководства города, к 2015 г. турпоток в Елец должен был составлять 370 тыс. 800 человек в год. Под этот грандиозный поток и было запланировано соответствующее финансирование туристско-рекреационной зоны. Но не будем придираться: ведь турпоток и так вырос в 4 раза!

Но вот сообщения ГТРК «Липецк»: «По результатам мониторинга 2016 г. Елец посетили около 40 тысяч туристов. Пятая часть из них — паломники».

 

Свистать всех наверх!

 

Откуда же в постановлении правительства РФ взялась эта цифра в 135 тысяч туристов?

В Ельце придумали, как «надувать» и туристов. Берут количество людей, переночевавших во всех гостиницах города за год, складывают с количеством людей на всех массовых мероприятиях и получают желанную цифру. Ещё можно приплюсовать к туристам всех командировочных. Посчитать все посещения музеев, выставок, театра. При этом имеет место двойной и тройной счёт. То есть, если человек приехал в город, переночевал и сходил в музей и театр, то его посчитали три раза.

— В городе за эти «туристические годы» ничего, по сути, не построено и не создано, — говорит депутат Липецкого областного совета Павел Евграфов. — Город оживили, если можно так сказать, новые здания полиции, ФСБ и прокуратуры.

Павел Леонидович поведал о недавнем своём разговоре с глазу на глаз с губернатором Липецкой области О.П. Королёвым, в ходе которого привёл ряд фактов городской коррупции и расхищений. На что, по словам Евграфова, губернатор с удивлением ответил: «А что, в Ельце ещё есть, что воровать?».

Кстати, те предприятия и организации с липовыми «внебюджетными инвестициями» на миллиарды рублей подпадают под значительные налоговые льготы: налога на прибыль, на имущество, на аренду земли и т.д.

Похоже, эти ребята даже Господа не боятся, в свои махинации вплели Елецкий Знаменский женский монастырь. А как насчёт земной кары от Генеральной прокуратуры? Или и здесь у них всё схвачено?

 

Игорь ТРАВИН

 

NB!

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Как стало известно «НВ», президент РФ Владимир Путин поручил Генпрокуратуре и Счётной палате провести проверку ряда туристско-рекреационных кластеров в части эффективности использования потраченных на их создание бюджетных средств. Проверка должна быть проведена до 1 апреля 2017 г. в туристических кластерах «Амур», «Северная мозаика» в Якутии, «Елец» в Липецкой области и «Тункинская долина» в Бурятии.

Проверка должна касаться эффективности использования средств бюджетов РФ и средств внебюджетных источников при создании и функционировании указанных туристско-рекреационных кластеров. Надеемся, в ходе проверки ТРК «Елец» компетентные органы примут во внимание и опубликованные в нашей газете материалы на эту тему.

 

Мыльный пузырь Елецкого кластера

Оставьте коментарий

Send this to a friend